«Три загадки Гала». Неужели только три?

Реклама

«Три загадки Гала» (1982 год) — так называется одна из картин Сальвадора Дали, традиционно посвященная его любимой жене Елене Дьяконовой.

Для меня же загадок здесь намного больше, и разгадать их намного сложнее, нежели интерпретировать фантазмы самого художника. Было бы странно, побывав в Фигерасе, не вспомнить загадку исторической личности одной из самых известных европейских женщин XX века. Тем более что, отдавая ей должное, испанцы в самом названии городской площади ставят в первую очередь ее — «Площадь Гала и Сальвадора Дали».

Фигерас (Фигерес) — небольшой каталонский городок практически на испанско-французской границе. Рядом Пиренеи, вокруг — богатая на дары земли долина Ампурдан.

Реклама

И хотя знаменитым Фигерас стал в ХХ веке, его древняя история неплохо изучена тоже. Побывали здесь и финикийцы, и греки, и карфагеняне. Известно, что в VI веке до н.э. в этом районе проживало иберское племя — индигеты, которое даже печатало собственную монету.

Индигетов не без труда завоевали римляне, римляне пали под вестготами. Название городка приписывается именно последним.

Древняя готическая церковь святого Петра была свидетелем очень многих событий — она строилась и расширялась на протяжении девяти веков! В ней, кстати, крестили Дали, а его музей стоит по соседству, фактически лоб в лоб.

Церковь святого Петра
Реклама

В дальнейшем жизнь Фигераса так же полностью отражала жизнь всей испанской Каталонии. От эпохи испано-французских войн сохранилась крепость Сан Ферран (или Сан Фернандо) XVIII века. Когда-то она была построена, чтобы защитить город от возможных вторжений, потом была тюрьмой. Именно здесь проходило последнее заседание законного республиканского правительства, затем эти последние республиканцы бежали во Францию — тут всего несколько километров. Франко тогда крепко отутюжил родной город Дали.

Но Дали молчал. Хотя всегда заявлял, что «плоть от плоти каталонской земли». Промолчал он и тогда, когда еще раньше расстреляли его давнего и хорошего друга — поэта Федерико Гарсиа Лорку

.

О, Дали, да звучит твой оливковый голос!
Назову ли искусство твое безупречным?
Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты,
Потому что тоскуешь о точном и вечном.
Ты не жалуешь темные дебри фантазий,
Веришь в то, до чего дотянулся рукою.
И стерильное сердце слагая на мрамор,
Наизусть повторяешь сонеты прибоя.
(Лорка «Ода Сальвадору Дали»)

Молчал он всю Гражданскую войну в Испании. Молчал во Вторую мировую.

Мы сняли просторную виллу в колониальном стиле, и я оборудовал себе мастерскую. Немецкие войска наступали, а у нас гостила мадемуазель Шанель.

А дальше — почти манифест: исторические события не для меня!

Реклама

Война… показалась мне уличной потасовкой. Однако настал день, когда шум этой драки достиг и моих ушей, и я своими глазами увидал драчунов — крепко сбитых невозмутимых немецких солдат. Уже громыхали по Франции их боевые машины… И я сказал себе: все это слишком уж походит на исторические события и, следовательно, не для тебя. Я… в один вечер собрал холсты и краски, и мы уехали.

Реклама

Молчала весь свой ХХ век и Гала. События, сотрясающие Европу, как будто оставляли ее равнодушной. Более того, неизвестно, пыталась ли она хоть как-то связаться с родными, живущими в СССР. Именно ее часто обвиняют в том, что Дали стал «аполитичным», что поклонился золотому тельцу. «Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и „звезду“ мировой величины», — пишет один журналист о жизни художника. Просто «взяла», просто «превратила» в миллиардера при жизни — но ведь это так просто, не правда ли? Каждый (каждая) так сможет. Не вопрос.

Реклама

Мое чутье подсказывает мне, что склонять придуманное имя Гала, особенно во французском варианте с ударением на последнем слоге, не следовало бы. Однако не только в Сети, но и во многих книгах его склоняют «по всем падежам», превращая и просто в Галю. Более того, это имя придумала она сама, и изначально с ударением на первом слоге (есть версия, что так ее называла мать). Поэтому здесь я буду придерживаться обеих версий — как будет удобно.

Второй вопрос — как называть по отчеству нашу знаменитую соотечественницу? Если по отцу, то Ивановна, если была официально удочерена отчимом, то должна быть Дмитриевна. Но поскольку и в этом вопросе ясности нет, то обойдемся без отчества.

Реклама

Родилась Гала в сентябре 1894 года в Казани. Елена Ивановна росла в семье, в которой, по всей видимости, всегда был достаток: ее бабушка по материнской линии владела тобольскими золотыми рудниками. Кстати, эти факты уже некоторым образом подвергаются сомнению: документы, касающиеся пребывания семьи в Казани, не найдены.

После нового замужества матери семья переезжает из Казани в Москву. Елена учится в гимназии в одно время с сестрами Цветаевыми и Верой Холодной. В профессорском доме Цветаевых она — частый гость.

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими

Реклама
», — вспоминает Анастасия Цветаева.

Дальнейшее известно лучше: дорогой швейцарский санаторий, в который Елену отправили родители, подозревая у нее туберкулез. Там она знакомится с юношей из хорошей семьи, которому будет суждено стать великим французским поэтом — Полем Элюаром. Гала становится его женой. Опять «просто взяла» его и превратила в поэта с мировым именем, если следовать логике английского журналиста?

Ужасная «хищница» — все берет и превращает. И никто из «взятых» не жалуется, однако.

Хотя, конечно, здесь главная загадка этой женщины: старше обоих мужей, с не самым красивым лицом, но гордо посаженной головой, она почему-то завораживала с первого взгляда и становилась абсолютно необходимой:

Реклама

«И понесся навстречу Гале, но вместо того, чтобы приветствовать ее, расхохотался. Она обратилась ко мне с каким-то вопросом, и ответом ей снова был тот же истерический хохот. Я не мог вымолвить ни единого слова… Бунюэль пребывал в страшном раздражении — он приехал в Кадакес, полагая, что мы будем писать сценарий нового фильма, я же впал в транс и самозабвенно лелеял свое безумие. Я думал только о том, как бы половчее свихнуться, и о Гале». (Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали»)

Реклама

Для последнего она стала единственной натурщицей, единственной музой, единственным продюсером, единственной женой. Ну да, конечно, очень «простая» работа… На износ.

Допустить, что это именно Гала «вложила» в мужа такие качества, как самолюбование и стремление к эксцентричности, тоже неверно. Нельзя вложить то, чего нет, и уж точно невозможно постоянно поддерживать «вложенное». Дали с детства показывал качества, которые будет демонстрировать всю жизнь.

О Нарцисс! Исчезая
в зыбком омуте отраженья,
ты тело теряешь,
а призрак все манит и манит…
Знаешь, Гала (а впрочем, конечно
знаешь), это — я.
Да, Нарцисс — это я.
С. Дали

Реклама

То же касается и стремления к славе, да и к деньгам.

Награды и почести радуют мое сердце. И если меня когда-нибудь захотят наградить орденом Ленина или медалью Мао Цзэдуна, я немедленно соглашусь и буду совершенно счастлив.

Нет, любые обвинения в сторону Гала представляются мне сильно надуманными. Она была очень замкнутой и определенно не желала что-либо из своей жизни обсуждать или кому-либо что-то доказывать. Это ее полное право, мы же можем только вспомнить и задать свои вопросы — это наше право.

Для меня самый главный вопрос: почему они все-таки молчали? Почему мировые трагедии не нашли у них прямого и ясного отклика? Отклика мощного, поскольку оба были талантливы? Я не знаю.

Реклама