Яков Крейзер. Кто он, забытый генерал?

Реклама

Лето 1941 года. Танковая группа Гудериана рвется к Москве. Он, создатель теории «танковых клиньев», победитель Франции, считал, что именно его танки должны сломать хребет Красной армии, дойти до Москвы и взять её в окружение. И на все эти действия ему отводилось около трех недель.

Однако сбыться этим планам было не суждено. Уже через неделю после начала войны его танковая группа была задержана под городом Борисов в Белоруссии более чем на неделю дивизией под командованием тогда еще никому не известного полковника Крейзера. К тому же его дивизия вела боевые действия в условиях массового беспорядка и неразберихи первых дней войны.

Якову Григорьевичу Крейзеру было тогда 35 лет, и прошло всего несколько месяцев с тех пор, как он стал командиром 1-й Московской дивизии. К тому времени он прослужил в ней 12 лет, начав с должности командира роты.

Командир дивизии применил тактику «подвижной обороны», которая позволила избежать неоправданных потерь и в то же время наносила чувствительные удары по противнику, не давая ему возможности взять дивизию «в клещи». В результате темпы продвижения группировки Гудериана были снижены менее чем до 10 км в сутки (с 50 км в сутки в первую неделю войны), его танки более 10 суток преодолевали 100 км между Борисовом и Оршей. А ведь тогда на счету был каждый день…

Реклама

Не будем забывать, что это всё происходило не в 1944-м, и даже не в 1943-м, а в начале июля 1941 года, и подобный успех, к тому же в зоне наступления сильнейшей группировки немцев — группы армий «Центр», — был уникален.

А о том, насколько Крейзера уважали и любили бойцы и командиры, говорят сочиненные ими про него песни. Причем не по указанию свыше, а от души. И, будучи командиром столь высокого ранга, он не прятался за спины подчиненных, а был в первых рядах наступающих, из-за чего бывал многократно ранен.

За успешное руководство дивизией, а также личное мужество и героизм 22 июля 1941 года полковнику Крейзеру было присвоено звание Героя Советского Союза (одному из первых в Великой Отечественной войне), а его дивизия стала Гвардейской.

Реклама

Тогда, в начале войны, руководство страны весьма неохотно награждало военнослужащих орденами и медалями, ведь Красная армия терпела поражения. Вина за это обычно возлагалась на командиров. И тем знаменательнее то, что Яков Крейзер получил свою награду именно тогда. Ведь дивизия под его командованием сделала практически невозможное.

Впоследствии Я. Г. Крейзер получил под командование армию, став одним из самых молодых командармов. И всегда, какие бы должности он ни занимал, приоритетным для него было стремление к уменьшению потерь своих бойцов и командиров. В 1942-м, под Харьковом, для этого ему даже пришлось нарушить приказ, а это, как известно, трибунал и расстрел. Но так как он оказался прав и боевая задача была выполнена, причем с минимальными потерями, наказания не последовало.

Реклама

Его 51-я армия принимала участие в освобождении Донбасса, Крыма, Прибалтики. Особенно знаменательной, и чуть ли не хрестоматийной, считается операция по освобождению Севастополя. Перейдя Сиваш, пройдя через весь полуостров, армия Крейзера заняла город, причем если для его захвата нацистам потребовалось 250 дней, то 51-я армия сумела освободить его за пять, даже уступая обороняющимся по численности. И количество погибших у Крейзера оказалось меньше, чем у немцев. Вот что значит воевать по-суворовски — «не числом, а уменьем»! И таких примеров на боевом пути генерала можно было бы привести очень много.

По свидетельству очевидцев, генерал Крейзер с подчиненными всегда был вежлив, выдержан, корректен. Его невозможно было вывести из себя. И эти качества, и стремление беречь солдат и офицеров, уважительное к ним отношение, интеллигентность как бы роднят его с другим выдающимся полководцем — Маршалом Советского Союза

Реклама
К. К. Рокоссовским. У них было много общего в отношении к службе и подчиненным.

По окончании войны генерал-полковник Крейзер учился в академии Генштаба, был командующим войсками нескольких военных округов. С 1963 по 1969 год, уже в звании генерала армии, был начальником Высших офицерских курсов «Выстрел», а незадолго до смерти, в 1969 году, состоял в Группе генеральных инспекторов при Минобороны СССР.

И всё же, несмотря на свою огромную популярность как военачальника в годы Великой Отечественной войны, после её окончания он был почти забыт. В чем причина? Может быть, это связано с его скромностью, с нелюбовью к славе, интервью? А может быть, с тем, что его национальность не пользовалась любовью у советских правителей? Или он в какой-то момент отказался признать военные заслуги Хрущева и Брежнева?

Уверен, что, несмотря ни на какие препоны, имя этого выдающего полководца займет достойное место в военной истории!

Фото обложки: «Московский Комсомолец».

Реклама