Металлическое кораблестроение началось в Англии. В 1787 г. Джон Уилкинсон сделал первую металлическую баржу. Ее спустили на реку Северн. Прошли годы, в 1822 году в Лондоне был изготовлен пароход «Аарон Мэнби» с корпусом из железа. Вокруг постройки этого судна было много споров. Утверждали, что оно проржавеет за несколько лет, что железный корпус выведет из строя компас…
Прошло лет 20, прежде чем во Франции вернулись к идее корабля из железа. Французы начали строить броненосцы, плавучие батареи.
Ввиду постоянного спора за первенство между Англией и Францией, факт такого военного строительства заставил и англичан начать строить железные корабли. Первым стал батарейный броненосец «Warrior» (воин по-англ.). А когда отработали технологию, производство кораблей с корпусами из железа вдруг оказалось выгодным.
С тех пор и до нашего времени большинство кораблей изготавливают из железа. Вначале листы железа скрепляли заклепками, потом перешли на электрическую сварку. По волнам всех океанов ходят сегодня огромные корабли, перевозящие огромное количество грузов. И альтернативы им пока не придумали. Хотя и пытаются до сих пор найти замену железу в
Огромное количество яхт и других легких судов сегодня изготавливают и из различного вида пластмасс, и из сплавов алюминия, а иногда для изготовления судов используются совершенно необычные материалы.
Корабли из бетона. Во время Первой мировой войны были построены первые корабли из армированного бетона. И в Германии, страдавшей из-за блокады и нехватки материалов, и в Америке, стремившейся минимизировать денежные траты на нужды войны, изготовили больше тысячи судов из бетона общим тоннажем свыше 600.000 тонн.
Из бетона делали главным образом самоходные баржи, паромы, баркасы, но также морские корабли и даже танкеры.
Вторая волна производства судов из бетона пришлась на Вторую мировую войну. Десятки барж, лихтеры, танкеры и сухогрузы, дешевые и достаточно судоходные. Их вооружали несколькими автоматическими пушками и направляли в Атлантические конвои для перевозки вооружения, расходных материалов и личного состава воинских частей.
Отработанная технология позволила в несколько раз сократить цикл постройки судна. Честно отработав войну, сразу после нее бетонные суда были проданы и большая их часть быстро превратилась в береговые сооружения, молы и волнорезы во многих портах Америки.
Суда из армированного цемента изредка продолжают изготавливать и в наше время, скорее — как диковинки. Так, на Волге, в Нижнем Новгороде в одном из яхт-клубов в эксплуатации находится моторная яхта «Нефертити» водоизмещением около 11 тонн. Яхта была произведена в 1970 году и до сих пор находится на плаву.
Корабли изо льда. Во время Второй мировой, когда воюющим странам остро не хватало ресурсов, возникла идея судна изо льда.
Вначале полагали взять айсберг и, «отсекши все лишнее», поместить внутрь машины, а сверху — палубу и орудия. Проблема найти айсберг нужных размеров и формы оказалась неразрешимой.
Тогда появилось предложение построить корабль из искусственного льда, сделанного из воды, смешанной с опилками, при этом вдоль всех бортов проложить трубы с фреоном, обеспечивающие самовосстановление бортов в случае попадания торпеды. Лед, сделанный из воды с опилками, был в несколько раз более удароустойчив по сравнению со «льдом просто». В те годы производились испытания, и если блок изо льда выстрелом из пистолета разбивался на куски, то блок изо льда с опилками оставался целым, пуля в нем делала лишь большую щербину.
Велось проектирование судов изо льда для Атлантических конвоев. Более того — даже проектировался ледяной авианосец для конвоев. Увы… Оказалось, что суда из цемента дешевле.
В рамках проекта в Канадской провинции Альберта на озере Patricia было спущено судно, которое назвали «Habakkuk». Корабль имел 18 метров в длину, 9 в ширину и весил около 1000 тонн. Ледяные борта поддерживались сетью труб и тремя морозильными установками. Судно на самом деле некоторое время ходило по озеру. Но развития этот проект не получил…