Финикийские купцы знали все особенности береговой линии Средиземного моря. Кораблевождение было тогда высоким искусством, мореходы могли по вкусу забортной воды определить близость берега и даже название местности. Уже в те годы фраза «
Корабли тогда ходили на веслах и при попутном ветре использовали прямые паруса. В зависимости от времени года дуют те или иные преобладающие ветры — это и определяло в то время порядок навигации. И вначале они совершали только рейсы близ берега, помня особенности береговой линии.
Не имея средств определения положения судна, мореходы древности были просто обречены на каботажное плаванье — вдоль берегов, но отчаянные головы уходили от берега в открытое море к большим островам Средиземноморья. Да и что там, если промажешь мимо острова в открытом море — рано или поздно дойдешь до противоположного берега.
Первыми были древние египтяне. Сверхдревняя цивилизация, земля Та-Кем, они вывели свои суда в море еще за 3000 до н.э. Археологи нашли самые первые морские корабли в давно забытом древнеегипетском городе Абидосе. Они были сшиты из досок, соединенных друг с другом посредством тканых ремней, а для защиты от воды швы между досками были проконопачены папирусом и травой.
В тайниках у подножия пирамиды Хеопса были найдены две гребные ладьи, датируемые 2500 годом до н.э. Свои корабли египтяне использовали для мореплавания и торговли по в Средиземном и Красном морях. Некоторые разведывательные корабли по приказу фараона производили исследования береговой части Африканского континента.
У Ивана Ефремова есть отличные повести, в которых он излагает гипотезы о ходе таких исследовательских экспедиций. Было ли такое на самом деле — ученые воздерживаются от категорических утверждений, но некоторые древнеегипетские письменные источники рассказывают об экспедициях, которые, выйдя в Красное море, возвращались потом в Египет через Средиземное море.
Египтяне недолго оставались одни в Средиземном море, там появились сначала греки-минойцы, потом финикийцы, потом римляне.
Века шли за веками, а корабли менялись не слишком сильно, как и технология их постройки.
Вначале строился скелет корабля, силовой набор — киль, шпангоуты, затем все это обшивалось тесаными досками и конопатилось, во избежание течи.
Века и тысячелетия судостроения — прямой парус. У египтян за 5,5 тысяч лет до нашего времени он чаще бывал из папируса, во времена викингов, 1000 лет назад, его делали из холста.
У египтян тесаные доски делали бронзовыми топорами, викинги пользовались топорами железными.
Но и у египтян, и у викингов мастера-кораблестроители собирали силовой каркас корабля и обшивали этот каркас досками.
Изобретение косых (латинских) парусов в IX веке н.э. позволило парусникам двигаться вперед даже при отсутствии попутного ветра — боковой ветер позволял кораблям двигаться вперед галсами,
Кораблестроительная революция началась в Голландии — им нужно было много кораблей, а тесаные доски — ужасно дорогой товар. Голландцы первыми придумали не вытесывать из древесного ствола одну доску, а пилить ствол пакетом пил, получая намного быстрее много досок. Правда, качество у пиленых досок несколько ниже, чем у тесаных, но это исправляется при помощи обработки доски рубанком.
Еще у древних египтян было деление на купеческие и военные суда. В Средние века чисто военные корабли сильно отличались от кораблей купцов, однако испанские галеоны были великолепно вооружены и нападать на них решались только самые отчаянные пираты, т.к. их пушки были способны потопить врага, не допустив абордажа своего корабля.
Развитие кораблестроения набирало скорость год от года. Появлялись многопалубные пушечные плавучие крепости, пушки совершенствовались и били все дальше и все точнее.
Появились первые пароходы — эпоха господства деревянных кораблей заканчивалась, наступал век железных судов.