Кашевар Иван Середа. Что мы знаем о героизме и героях?

Реклама
Грандмастер

В русских сказках есть типаж «русский солдат». Русский солдат и колдуна победит, и водяного вокруг пальца обведет, и кашу из топора сварит. Во время Великой Отечественной этот типаж приобрел новые грани.

В приказе ВГК от 31.08.1941 года среди награжденных званием Героя Советского Союза значился и кашевар Иван Середа. Ну, кто бы помнил один из давних приказов, газеты те давно истлели, если где какая и осталась, то в центральном архиве, может быть? Но совсем недавно один наш польский «друг по Интернету», буквально захлебываясь от смеха, выложил на форуме как анекдот, за что Иван Середа получил это звание.

В бою под Даугавпилсом кашевар Середа захватил вражеский танк и взял в плен его экипаж. Был он при этом вооружен только карабином и топором.

Реклама

В тот день немцы снова и снова пытались прорвать оборону 21-го мехкорпуса, которым командовал генерал-майор Лелюшенко. Отбивая атаки врага и неся потери, командование корпуса подгребло на передовую всех-всех тыловиков. И ездовые, и писари, и старшины — все-все, взяв гранаты и винтовки, сидели в окопах и отбивали атаки гитлеровцев. Единственный из хозвзвода, кто оставался еще в тылу, был кашевар Иван Середа, ибо война войной, а обед должен быть по расписанию.

В тот день, 30.06.1941 года, немцам удалось прорвать оборону полка. Пока наши не смогли контратакой восстановить фронт, в их тылы проскочили несколько немецких танков с мотопехотой. В горячке боя один из прорвавшихся танков заблудился в лесу и выскочил на полянку, где в полевой кухне варил обед Иван Середа.

Реклама

Был этот танк совсем не супер-машиной. Скорее жестянка чешского производства — Pz.38(t): противопульная броня, пулемет и 37 мм пушка. Даже наш Т-26 был для него страшным врагом, а тяжелый 12.7 мм пулемет пробивал его насквозь. В начале войны в составе Вермахта было около 600 таких танков, ими были вооружены несколько танковых дивизий. Некоторые из них дошли даже до ближнего Подмосковья, но к концу 1941 года их в Вермахте не осталось почти совсем и они были сняты с вооружения немецких танковых дивизий.

Плакат военного времени
Реклама

Так вот, если сравнивать его с основными танками Вермахта и даже с нашим танком Т-26, он был слаб, но все же это была машина, страшная для одинокого кашевара, вооруженного только карабином и топором. Страшная и, казалось бы, неуязвимая машина. Пуля броню не пробьет, топор может только повредить краску.

Танкисты в щели приборов наблюдения вдруг увидели на поляне полевую кухню русских. В ней доваривался какой-то обед, а трусливый русский повар, как и следовало ожидать — сбежал. Веселые немецкие танкисты начали вылезать из танка — почему бы и не пообедать трофейным русским обедом?

Вдруг они увидели русского повара, бегущего к ним с топором в руке. Они тут же впрыгнули обратно в свою боевую машину и дали в сторону повара пару очередей из пулемета. Мол, пшел вон.

Реклама

Он вместо этого вспрыгнул на танк, с размаху обухом топора вмазал по концу ствола пулемета. Можно себе представить, что почувствовал немец в танке, державший в этот момент пулемет! Погнутый ствол привел пулемет в негодность.

Затем кашевар закрыл брезентом смотровые щели танка, ослепив экипаж и начал лупить топором по броне и что-то страшное орать изо всех сил. Немцы русского не знали, но слово «граната» поняли отлично. Тем более, орал он явно команды подразделению советских солдат — а значит, при отсутствии видимости на лесной поляне их ожидал скорый и неприятный конец.

Реклама

Ну, они и сдались. Повару. Когда через несколько минут на поляну действительно выскочила подмога, они уже были связаны и находились под прицелом карабина кашевара. На фоне весьма тогда распространенного бегства с позиций и сдачи в плен этот эпизод получил огромный агитационный эффект.

Иван Середа, сам того не желая, сделался как бы аналогом казака Козьмы Крючкова, который таких же немцев в Первую мировую нанизывал на пику чуть ли не десятками.

Сам же кашевар после этого стал разведчиком и вскоре, в разведке, уничтожил гранатами танк противника, а когда убили пулеметчика — лег на его место и отбил атаку врага, обеспечив своей разведгруппе отход к своим с пленными и трофеями.

Реклама

Был ранен. Один раз легко, второй раз — тяжело. И вскоре после второго ранения узнал, что стал Героем Советского Союза. Командовал взводом и ротой в пехоте, получил направление на ускоренные командирские курсы — и командовал своей ротой дальше.

В 1942 году он был тяжело ранен еще раз, после чего стал негоден к строевой, но из армии не ушел, став хозяйственником. В 1945 году старшего лейтенанта И. Середу демобилизовали. Через несколько лет, в 1950 году, он умер, сказались тяжелые ранения.

Был ли он героем? Совершенно определенно — да. Заслужил ли он звание Героя? Если учитывать не только случай с танком, но и все, что он потом сделал, уже будучи разведчиком — да.

Другой вопрос, что тогда же совершались тысячи подвигов, о которых мы просто не знаем, безымянные солдаты победы гибли и их героизм остался без наград. А то, что некоторые малоумные смеются… Пусть их.

Реклама