Как компания «Mattel» защищала «честь» куклы Барби?

Реклама
Грандмастер

Кто бы мог подумать, что навязчивая поп-песенка «Barbie Girl» датско-норвежской группы AQUA может стать причиной громкого судебного разбирательства с производителями самой знаменитой куклы в мире! Однако прежде чем коснуться собственно конфликта, начну с небольшой исторической справки…

Жила-была в США женщина по имени Рут Хэндлер и была у неё дочь по имени Барбара. Однажды мать стала замечать, что маленькая Барбара не очень хочет играть с румянощёкими пупсами, коими выглядели детские куклы того времени. Вместо этого девочка со своими подругами предпочитает более дешёвых и «взрослых» по облику бумажных кукол. Бывшие советские дети, наверное, ещё помнят журналы, из которых можно было вырезать фигурку куколки, а также всякие платьица, которые можно было на куколку примеривать.

Наблюдение привело Рут к мысли, что неплохо бы начать выпускать похожих «объёмных» кукол в придачу с разнообразным гардеробом. А так как женщина вместе с мужем владела компанией «Mattel» по производству игрушек, то могла без труда претворить свою идею в жизнь.

Реклама

Надо сказать, что идея не была супероригинальной. В Германии уже производилась подобная кукла Лилли, которую Рут и взяла за образец. В 1959 году публике были представлены две первые модели куклы Барби (названные, как нетрудно догадаться, в честь дочери) — блондинка и брюнетка, облачённые в чёрно-белые полосатые купальники.

Реклама

Так как новая кукла быстро набирала популярность, производители Лилли подали на «плагиаторов» в суд. Чтобы избавить себя от дальнейшей головной боли, «Mattel» поступили просто и надёжно: в 1964 году выкупили все права на Лилли да и закрыли её производство.

Постепенно «мир Барби» разрастался. Кроме одежды (продающейся, кстати, отдельно от куклы), компания стала производить мебель и прочие предметы кукольного интерьера. Рядом с Барби появился её бойфренд — Кен (названный теперь в честь сына Рут), а потом целый сонм подружек, кузенов и сестричек.

Что же касается песни AQUA, то, по словам участников группы — Клауса Норреена, Сёрена Растеда и Лене Нюстрём, они написали её после посещения выставки китчевого искусства (от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешёвка»). Песня «Barbie Girl» и клип к ней вышли откровенно издевательскими — Кен и Барби выглядели там полными дебилами, помешанными на гламуре, вечеринках и сексе.

Реклама

Сингл стал одним из главных танцевальных хитов 1997 года, а мотив так навяз в ушах, что песня не раз попадала в списки «худших» и «самых раздражающих». Отдельные критики даже усмотрели в мелодии «Barbie Girl» сходство с песней группы REAL McCOY «Another Night» 1993 года. Однако проблемы к AQUA подкрались с другой стороны…

Реклама

Интересно, что на обложке сингла группа предусмотрительно написала, что песня не была спонсирована производителями кукол и представляет собой, ни много ни мало, «социальное заявление».

Надо сказать, что в этом компания «Mattel» была полностью согласна с группой: песню «Barbie Girl» она восприняла не как рекламу, а как оскорбление.

Реклама

В истории компании и так постоянно присутствовала критика. Сначала за то, что кукла формирует у девочек неправильные представления о пропорциях человеческого тела и провоцирует анорексию. Затем — за пропаганду гендерных клише. Особенно досталось «говорящей» модели Барби, выпущенной в 1992 году, которая произносила фразы вроде «Я люблю шопинг», «Давай пойдём на вечеринку» и (о, плачь, Софья Ковалевская!) «Математика — это так сложно».

Ну, а теперь, значит, обиделась сама компания, да так, что в 2000 году подала в суд на MCA Records, выпустившую сингл AQUA. Мол, группа неправомочно использовала торговую марку и запятнала светлый образ Барби, изобразив её как дуру (см. строчку

Реклама
«I'm a blond bimbo girl», т. е «Я — глупая ветреная блондиночка») и как сексуальный объект (см. строчки «Поцелуй меня здесь, потрогай меня тут», «Ты можешь раздеть меня где угодно»).

В AQUA не растерялись и тут же подали встречный иск, обвинив «Mattel» в клевете и предвзятой трактовке песни.

Реклама

Все эти дрязги смог прекратить лишь Верховный суд США, судья которого вынес в 2002 году решение: так как песня — это пародия, то и претензии по поводу авторских прав лишены смысла. Кроме того решение содержало довольно непривычную для юридических документов фразу: «Обеим сторонам предлагается остыть».

Впоследствии данное судебное разбирательство даже вошло в книгу Наоми Кляйн «Логотипу — нет!», которая посвящалась монополии в сфере авторских прав. Ведь доходит до того, что отдельные компании приватизируют даже слова и оттенки цвета!

Интересный факт: «Mattel» не успокоились и всё-таки оставили последнее слово за собой. В 2009 году в рекламном ролике для новой коллекции «гибких» танцующих Барби (куклы могли совершать до 12 разных движений) использовали всё ту же песню AQUA — разумеется, с изменённым текстом. Прежними остались только вступление:

Реклама

— Привет, Барби!
— Привет, Кен!
— Не хочешь прокатиться?
— Конечно, Кен!
— Запрыгивай!

…и ударные строчки припева:

Я — кукла Барби в Барби-мире.
Пластиковая жизнь — это фантастика!

P. S.: Хочу уведомить, что эта статья не спонсирована компанией «Mattel» (а жаль!) и даже не является «социальным заявлением».

Реклама