За что мы любим соцреализм, или Хворост на Манхеттене

Реклама
Грандмастер

Вижу, что разговор о соцреализме находит горячий отклик в сердцах. Поэтому можно продолжить, чтобы закрепить пройденный материал.

Еще одна, не побоюсь этого слова, ипостась соцреализма — живописание тягот рабочих и крестьян в странах капитализма. Как мы их жалели! Недавно я смотрела повтор старой передачи Валентина Зорина (был такой политобозреватель в огромных очках, занимавшийся Америкой) про Нью-Йорк. О, какая это поэзия! «По Уолл-стрит идут, волоча ноги, огромные толпы безработных. Они озабочены тревогой за завтрашний день, лица их мрачны, одежда серая и плохая, они идут за бесплатным супом» и так далее. Конечно, Уолл-стрит — типичное место обитания безработных! Но больше всего я порадовалась, когда он показал какого-то мальчика, который, живя на Манхеттене, кормится тем, что собирает и продает хворост. Надеюсь, что на Манхеттене 70-х годов хворост на растопку брали нарасхват и мальчик выжил…

Реклама

Народ всегда смотрел на вещи трезво, и, за исключением совсем уж нерассуждающих, над Зориным издевался. Было множество анекдотов, например письмо советских рабочих — американским безработным: «Дорогие американские безработные! Говорят, вы там недоедаете. Так вот, то, что вы не доедаете, присылайте, пожалуйста, нам«…

Сам Зорин, впрочем, отнюдь не стремился вырваться из джунглей капитала и сидел бы там до скончания века, присосавшись к кормушке и с ног до головы упакованный в серый и плохой импорт, если б не некрасивая история с ограблением — грабитель отнял у него 20 долларов, а он сказал, что 200, и это раскрылось. Двести баксов не наварил, вместо этого пришлось ехать домой, в светлый мир социальной справедливости, и делать репортажи об ужасах капитала уже отсюда…

Реклама

Писались и книги о страданиях пролетариата, вот например чудесный роман Н. Кальма Дети Горчичного Рая. (1949−56) Роман. Для восьмилетней школы.
«За преподавательским столом холодно блестели очки и золотые зубы Мак-Магона.
Наклонясь, директор что-то рассказывал Хомеру — учителю математики,
прозванному за уродливую внешность «Гориллой». Конечно, это были плохие персонажи. Они злобно скрежетали зубовным скрежетом и вообще для их описания вполне годилось учебное пособие, написанное Бендером для Ухудшанского.
А вот и картина:
Ф. Решетников. За мир! 1950

Как говорил классик, «что же мы видим на этой интересной картинке?
Вот описание, не из методички 50-х, а из разработки 2004 года, так что плакальщики могут утереть слезы — святые идеалы живы, и не все так циничны и предвзяты, как я:

Реклама

На переднем плане — дети, их пятеро, и у них все четко организовано, все действия продуманы: двое следят за улицей, один старательно выводит белой краской слова крупными буквами. Ему хочется, чтобы эти слова все видели и читали, поэтому мальчуган взобрался на спину своему товарищу. Самый маленький обеими руками держит банку с краской и, подняв голову, внимательно, смотрит на художника. Успеют ли смельчаки дописать слово «МИР»? — волнуемся мы, глядя на картину Решетникова. На заднем плане мы видим демонстрацию трудящихся, которые вышли с полотнищами, флагами на улицы еще не успевшего оправиться от разрухи города. А полицейские, вооруженные дубинками, хотят разогнать народ, оттеснить рабочих. Но люди идут вперед уверенно, они не боятся полицейских, демонстрация растет.

Реклама

Ну кому же не понятно, что за написание на стене слова «мир» в странах капитализма немедленно бросали (да и сейчас бросают) в застенки даже грудных детей? А жирные дяди Сэмы и прочие там чемберлены и черчилли в бессильной злобе сжимали жирные пальцы, унизанные перстнями? И даже долго потом не могли любовно складывать шиллинги в ровные столбики (ведь известно, что это любимое занятие капиталиста в цилиндре).

Судя по всему, действие картины происходит в послевоенной Франции. Хотя и не так как СССР, но Франция тоже пострадала в годы войны, да и воевала она не на стороне фашистов, а совсем наоборот. Было там и Сопротивление, и партизаны. После войны французы осудили коллаборационистов. В чем же дело — почему за написание на стене просто слова «мир» — маленьким детям угрожают какие-то страшные кары? Неужели буржуйско-капиталистическое правительство Франции требовало от своих граждан, вплоть до грудного возраста, выражать неприкрытое желание новой войны?

Сомневаюсь. Это было только на картинках соцреализма, да в сказках Джанни Родари (которые были бы совсем неплохими сказками, если бы не были так набиты примитивной идеологией в духе раннего марксизма).
Но надо же было внушить советским людям, что только у нас жизнь светла и прекрасна, а там, на Западе, беспрерывно линчуют негров и бросают в застенки рабочих. И что жители Манхеттена только и живут собиранием хвороста для своих ветхих избушек…

Реклама