Еще одна, не побоюсь этого слова, ипостась соцреализма — живописание тягот рабочих и крестьян в странах капитализма. Как мы их жалели! Недавно я смотрела повтор старой передачи Валентина Зорина (был такой политобозреватель в огромных очках, занимавшийся Америкой) про Нью-Йорк. О, какая это поэзия! «По Уолл-стрит идут, волоча ноги, огромные толпы безработных. Они озабочены тревогой за завтрашний день, лица их мрачны, одежда серая и плохая, они идут за бесплатным супом» и так далее. Конечно, Уолл-стрит — типичное место обитания безработных! Но больше всего я порадовалась, когда он показал какого-то мальчика, который, живя на Манхеттене, кормится тем, что собирает и продает хворост. Надеюсь, что на Манхеттене 70-х годов хворост на растопку брали нарасхват и мальчик выжил…
Народ всегда смотрел на вещи трезво, и, за исключением совсем уж нерассуждающих, над Зориным издевался. Было множество анекдотов, например письмо советских рабочих — американским безработным: «Дорогие американские безработные! Говорят, вы там недоедаете. Так вот, то, что вы не доедаете, присылайте, пожалуйста, нам«…
Сам Зорин, впрочем, отнюдь не стремился вырваться из джунглей капитала и сидел бы там до скончания века, присосавшись к кормушке и с ног до головы упакованный в серый и плохой импорт, если б не некрасивая история с ограблением — грабитель отнял у него 20 долларов, а он сказал, что 200, и это раскрылось. Двести баксов не наварил, вместо этого пришлось ехать домой, в светлый мир социальной справедливости, и делать репортажи об ужасах капитала уже отсюда…
Писались и книги о страданиях пролетариата, вот например чудесный роман Н. Кальма Дети Горчичного Рая. (1949−56) Роман. Для восьмилетней школы.
«За преподавательским столом холодно блестели очки и золотые зубы Мак-Магона.
Наклонясь, директор что-то рассказывал Хомеру — учителю математики,
прозванному за уродливую внешность «Гориллой». Конечно, это были плохие персонажи. Они злобно скрежетали зубовным скрежетом и вообще для их описания вполне годилось учебное пособие, написанное Бендером для Ухудшанского.
А вот и картина:
Ф. Решетников. За мир! 1950
Как говорил классик, «что же мы видим на этой интересной картинке?
Вот описание, не из методички 50-х, а из разработки 2004 года, так что плакальщики могут утереть слезы — святые идеалы живы, и не все так циничны и предвзяты, как я:
На переднем плане — дети, их пятеро, и у них все четко организовано, все действия продуманы: двое следят за улицей, один старательно выводит белой краской слова крупными буквами. Ему хочется, чтобы эти слова все видели и читали, поэтому мальчуган взобрался на спину своему товарищу. Самый маленький обеими руками держит банку с краской и, подняв голову, внимательно, смотрит на художника. Успеют ли смельчаки дописать слово «МИР»? — волнуемся мы, глядя на картину Решетникова. На заднем плане мы видим демонстрацию трудящихся, которые вышли с полотнищами, флагами на улицы еще не успевшего оправиться от разрухи города. А полицейские, вооруженные дубинками, хотят разогнать народ, оттеснить рабочих. Но люди идут вперед уверенно, они не боятся полицейских, демонстрация растет.
Ну кому же не понятно, что за написание на стене слова «мир» в странах капитализма немедленно бросали (да и сейчас бросают) в застенки даже грудных детей? А жирные дяди Сэмы и прочие там чемберлены и черчилли в бессильной злобе сжимали жирные пальцы, унизанные перстнями? И даже долго потом не могли любовно складывать шиллинги в ровные столбики (ведь известно, что это любимое занятие капиталиста в цилиндре).
Судя по всему, действие картины происходит в послевоенной Франции. Хотя и не так как СССР, но Франция тоже пострадала в годы войны, да и воевала она не на стороне фашистов, а совсем наоборот. Было там и Сопротивление, и партизаны. После войны французы осудили коллаборационистов. В чем же дело — почему за написание на стене просто слова «мир» — маленьким детям угрожают какие-то страшные кары? Неужели буржуйско-капиталистическое правительство Франции требовало от своих граждан, вплоть до грудного возраста, выражать неприкрытое желание новой войны?
Сомневаюсь. Это было только на картинках соцреализма, да в сказках Джанни Родари (которые были бы совсем неплохими сказками, если бы не были так набиты примитивной идеологией в духе раннего марксизма).
Но надо же было внушить советским людям, что только у нас жизнь светла и прекрасна, а там, на Западе, беспрерывно линчуют негров и бросают в застенки рабочих. И что жители Манхеттена только и живут собиранием хвороста для своих ветхих избушек…