Народный календарь. Как встречали Феофана?

Реклама
Грандмастер

Март — начало весны. Но зима, редкий год заглядывая в календарь, обычно не спешит отступать. Зная это, наши предки выходили встречать весну лишь тогда, когда день становился явно длиннее ночи. Случалось это в Феофанов день — 25 марта.

«Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то то же дело становится привычкой».

Когда Л. Н. Толстой записывал эти мудрые строки, он думал, наверное, не о весне. Но весна вступает в свои права именно так. Поначалу с усилием по чуть-чуть, по секундам удлиняет день, по миллиметру сгоняет наст. Затем, словно набравшись опыта, привычно и буднично, не страшась ни сверкающих солнечных лучей, ни грохота льдин, ни громкого птичьего пения, прогоняет опостылевшую зиму.

В первые утренние часы 25 марта народ выходил в поле приветствовать весну. Не только воздать почести пробуждающейся природе, но и узнать, какой ожидать нынче урожай льна, конопли и других культур.

Реклама

Судили по туману. Его наличие предвещало скорый сход снега, тёплую и быструю весну. Из этого следовал вывод, что если есть туман — будет и урожай. Чем туман гуще — тем урожай богаче.

Чтобы примету не сглазить, когда-то совсем давно, очевидно, подносили дары языческим богам. Позже традиция трансформировалась.

О древних верованиях почти забыли, деревянные идолы сгнили, но никуда не делись перелётные птицы. Уходя со двора, крестьяне запасались горстью семян, щедро одаривая ими «самых Божьих тварей».

Птицам скармливали разные зёрна, замечая, какие они клюют лучше. Это было важно, потому как от птичьих гастрономических предпочтений зависел урожай. Какое зерно клюют хорошо — та культура и уродит.

Реклама

Обязательно запасались семенами льна и конопли. Сегодня о полезных свойствах последней вспоминают редко. Но предки, познакомившись с ней куда раньше, чем со льном, ценили и уважали это растение. Его «муки» и «страдания», переносимые по мере превращения в крайне нужное в хозяйстве полотно, веревки и паклю, крестьяне отождествляли с трудностями собственной жизни.

Реклама

Их хватало в полном неопределённостей и неожиданностей крестьянском житье-бытье. Много ли будет трудностей в году, на Феофана судили по льду в затонах. Не тает лёд, тонет — лёгкого года не жди, готовься к недороду.

Не дай бог в этот день захворать кормилице-лошади! Это означало, что её нельзя будет использовать на полевых работах почти весь год. Хорошо, если хворь отпустит к осени.

Современные мужчины часто, порой не задумываясь, обвиняют во всех своих бедах женщин. Подобным образом поступали и наши предки. Мужики были уверены, что любая баба, переступившая на Феофана через удила, могла вызвать у лошади упадок сил. На ком тогда в поле пахать?

Приходилось мужикам в этот день держать ухо востро, не допуская жен и дочек к упряжи ни под каким предлогом.

Лошадям в этот день доставалось мужского внимания больше обычного. Шутка ли, и от баб лошадок надо было отгородить, и присмотреться к самочувствию повнимательнее. Не забавы ради, без лошади не жизнь!

Лошади в ответ ржали, радуя скупые на ласку мужские сердца. Всем известно: лошади ржут к добру.

Реклама