Тайны Георгия Гурджиева. Будут ли они разгаданы? Часть 1

Реклама

Он сидел в своем поместье во Франции и писал мемуары. Писал по-русски, хотя ни капли русской крови в жилах не текло. Но если писал по-русски, значит, и думал в тот момент по-русски, а не на тех многих языках, которые знал.

Многоязычие — некий естественный подарок родившимся на окраинах больших империй. Но здесь был феноменальный случай. Родными языками Георгия Ивановича Гурджиева были греческий, армянский, турецкий и русский, потом прибавился с десяток других, включая китайский, тибетский, таджикский, французский, немецкий, английский…

Эзотерики я всегда сторонилась (эзотериков тем более). Хотя уж полностью отрицать некую мистику в рядовой нашей жизни было бы с моей стороны несколько самонадеянно. И Гурджиева я всегда знала просто как музыканта-самоучку, старательно не замечая его прочей известности. Старательно избегая всех упоминаний.

А потом случайно прослушала лекцию философа Пятигорского. Он говорил о Гурджиеве с большим уважением, кроме того, жестикулировал в свойственной ему манере, и было такое впечатление, что он хватается за голову. Вот и мне захотелось схватиться за голову и выдавить из себя только тихое «ой»…

Реклама

И давно хотелось что-нибудь написать, останавливало только то, что не люблю бросаться громкими именами. Но здесь без них никак не обойтись, и не только потому, что так и было, но еще и потому, что история жизни и деятельности Гурджиева определенным образом укладывается в общую картину происходящего в Европе в первой половине XX века. Хотя загадка музыканта-любителя не будет разгадана никогда, несмотря на большое количество исследований о его жизни.

И начинать придется задолго до доказанного Сталина и окружения Гитлера. Наверное, начинать надо легенды о том, что род Гурджиевых-Меркуровых является прямым потомком Палеологов — правителей Византии. Якобы об этом знали и российские императоры.

Реклама

Семья Гурджиевых при этом жила на задворках империи, где сосуществовали рядом христиане, мусульмане, огнепоклонники. Совсем не случайно Гурджиев пытался все это как-то позже соединить в своем «учении» — память детства, плюс сказания отца.

Он участвовал в восстании греков против турок на Крите (там участвовал, кстати, и сын Гарибальди). С ранением попал в Иерусалим. Пешком дошел до России.

Вся эта часть жизни Гурджиева предельно запутанна. То он на Памире, то в Египте, то в Средней Азии, то в Тибете, то в Афганистане, то в деревнях загадочного народа калашей, то в удаленных монастырях самого разного толка и прочих тайных обителях. Ищет он, как водится, некую истину с большой буквы. Пока, наконец, не прибывает в Москву. Там он становится… учителем танцев. А также — видным масоном. Масоном становится и его брат —

Реклама
Сергей Дмитриевич Меркуров…

Двоюродный брат Георгия Гурджиева начинал учеником каменотеса в далеком Александрополе (ныне Гюмри, Армения). Мастер ему сказал, что если ученик будет стараться, то получит передник, лопаточку и молоток — знаки мастерства.

Сергей Меркуров старался — и получил звание академика, звание народного художника СССР, две Сталинские премии, право ваять памятники Сталину и снимать посмертные маски со всех крупнейших деятелей Советского государства.

Многие его памятники (сделанные с «ассиро-вавилонской» мощью) сохранились, и не только в Москве. К чести скульптора надо сказать, что ваял он памятники не только Ленину и Сталину, но и Льву Толстому, Достоевскому, многим русским ученым. А еще около 300 посмертных масок — от Горького, Булгакова, Алексея Толстого до Ленина, Дзержинского, Крупской, Клары Цеткин…

Реклама

Кстати, учеником Меркурова был Эрнст Неизвестный.

Армянский мальчик, бывший масон, брат мистика, еще и эмигранта (с которым он всю жизнь переписывался), сам учившийся в Швейцарии и Германии — и такое неслыханное доверие партии и правительства! И спокойная жизнь, почет и уважение. Неужели случайность? Нет, конечно.

Истоки особых отношений Сталина с семьей Гурджиевых-Меркуровых кроются в детстве и юности этих людей. Хотя это и недостаточное объяснение: многих своих старых знакомых Сталин уничтожал безо всякой сентиментальности.

Сталин и Гурджиев были хорошо знакомы с ранней юности. Взять хотя бы общеизвестный факт, что они вместе учились в Тифлисской семинарии. Оба — несостоявшиеся священники.

Реклама

Кстати, в период учебы в семинарии Сталин дружил и с отцом будущего Черного Абдуллы — после фильма «Белое солнце пустыни» всеми любимого актера Кахи Кавсадзе. Но отцу актера бывшая дружба не помогла — был репрессирован (попал в плен на фронте), умер в Сибири. А его сын, сам актер, в отличие от своего кинообраза, всю жизнь был с единственной любимой женой, больной и немощной, за которой преданно ухаживал. Но вернемся к Гурджиеву.

Реклама

Сталин и Гурджиев не просто учились вместе: считается, что первый снимал жилье у родственников второго. Участвовали они вместе и в политических мероприятиях — и как единомышленники, и как оппоненты, когда как. Вместе с неясными целями были в Азербайджане уже в 1919 году. Оттуда перебирались в Грузию.

Многие тоталитарные режимы проявляют интерес к оккультному. Каким это странным ни покажется, но призрак оккультизма гулял по Европе всю первую половину XX века. Это уже после чудовищной войны все сразу выветрилось, а так новым сверхидеям требовалась какая-то эзотерическая подпитка (в гитлеровской Германии — организация Аненербе, например). Но к Германии мы еще вернемся.

Реклама

В СССР эти процессы тоже были, и в них также были задействованы крупнейшие чины спецслужб. Достаточно вспомнить уроженца Тифлиса и комиссара Госбезопасности Глеба Бокия. (Сейчас идет сериал «Охота на дьявола», там роль Бокия играет Стечкин, а вообще образ этого чекиста мощно представлен в литературе и кинематографе.) Комиссар Госбезопасности (и будущий тесть писателя Льва Разгона) увлекся идеей о Шамбале, стал масоном еще в 1909 году, пытался соединить коммунизм с мистицизмом, был расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1956-м.

Имя Гурджиева тогда на допросах звучало не раз, но страницы из дела исчезли, сам он давно уже был за границей, а брат его работал над гигантскими памятниками советских деятелей в Москве.

Реклама

В 1920 году Гурджиев оказывается в Константинополе. Там с ним знакомится Василий Шульгин — бывший депутат ГосДумы Российской империи, писатель и публицист, человек, лично принимавший отречение Николая Второго (а также вероятный прототип Ипполита Матвеевича Воробьянинова в «12 стульях»).

— Какой он национальности? — спросил я факира.

— Неизвестно.

— На каком языке говорит?

— На всех.

…— Значит, у него школа?

— В древнем смысле. Как у греческих философов.

Именно тогда Гурджиев основал свою Школу гармонического развития человека. Шульгин послушал музыку, посмотрел танцы. В целом новоиспеченный гуру бывшему депутату не понравился. Кстати, жизнь и судьба самого Шульгина не менее фантастична, чем жизнь и судьба героя этого очерка…

Реклама

После Константинополя Гурджиев с потоками русской эмиграции оказывается последовательно в Германии, Франции, Англии, США. Отныне официальная деятельность его связана со своей школой и новыми идеями. Христианин по рождению, Георгий Иванович все больше склонялся к мусульманской мистике, особенно суфизму. И во всех этих странах у него были ученики. И какие!

Продолжение следует…


Что еще почитать по теме?

Отомстил ли Сталин Бехтереву за «сухорукого параноика»?
Аненербе: что это такое?
Знаете ли вы, что?.. Сталин писал стихи

Реклама