Умеют ли авианосцы летать?

Реклама
Грандмастер

Тридцатые годы XX века были расцветом авантюризма в технике. Много лет, качая деньги из государства, жулики, прикидываясь изобретателями, разрабатывали новые виды вооружения, единые орудия и против танков, и против самолетов (их даже называли ПВО-ПТО), динамо-реактивные пушки, носимые по полю боя одним-двумя солдатами, и многие другие «суперполезные» вещи.

Как водится, редкие жемчужные зерна настоящих перлов изобретательства терялись в горах этой шелухи. Причем это было не только у нас.

На Западе изобрели детскую коляску на случай газовой атаки. Изобрели некое пыточное устройство, предназначенное для обучения детей навыкам ходьбы: кто-то из взрослых сзади делает шаг, и бедный ребенок вынужден сделать точно такой же шаг, ибо его ногами двигает стоящий сзади взрослый посредством привязанных к ногам длинных штанг.

Инженер В. С. Вахмистров в самом начале 1930-х предложил проект летающего авианосца. Тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько самолетов-истребителей. При этом у истребителей резко увеличивалась зона боевого применения, ведь до места боя его «несли», нужно было лишь принять участие в бою, победить — и долететь до своего аэродрома.

Реклама

Проект назвали «Звено». На роль «корабля-матки» был изначально выбран ТБ-1, затем его сменил ТБ-3. Вначале на крыло ТБ-1 сверху ставились полуторапланы И-4 и И-5. Крыло специально для этого было усилено, но все равно один раз крепления передних колес одного из закрепленных сверху истребителей отказали и он совершил буквально «сальто-мортале», перевернувшись в полете вокруг крыла носителя и едва не вырвав его.

При верхнем способе крепления самолетов этап отделения от носителя был очень опасен и требовал от пилота истребителя большого мастерства. После нескольких аварийных ситуаций, одна из которых закончилась гибелью пилота носимого истребителя и лишь чудом не закончилась падением корабля-матки, было решено перейти к креплению истребителей снизу.

Реклама

К бомбардировщику ТБ-3 теперь стали снизу цеплять И-16. Несколько раз отрабатывали не только отсоединение И-16 от своего носителя в воздухе, но и стыковку истребителя с самолетом-носителем в воздухе с подсоединением после предполагаемого боя. Пытались несколько раз, но выходило очень рискованно, несколько раз при попытках обратного присоединения в воздухе пилоты были на миллиметры от новой аварии, посему было решено отказаться от пристыковки в воздухе.

Реклама

К началу Отечественной войны был вполне отлажен вариант «Звено-СПБ», где СПБ означает «Составной Пикирующий Бомбардировщик». Было принято на вооружение в 1938 году.

Эскадрильей командовал капитан Арсений Шубиков, базировались они в Евпатории. Бомбардировщик ТБ-3 нес под крыльями два самолета И-16, каждый из которых, кроме обычного истребительного вооружения, нес под фюзеляжем ФАБ-250. Причем пилоты истребителей были специально натренированы сбрасывать бомбу с пикирования, прицельно.

Каждый взлет «Звена» был очень сильным зрелищем, местные острословы называли это «цирком Шубикова».

С началом военных действих «Звено Вахмистрова» сделало несколько десятков успешных вылетов. Производилась бомбежка Плоешти, Констанцы, были разрушены несколько мостов через Дунай и Днепр.

Реклама

В первом вылете 26 июля 1941 г. летчиками звена было разрушено нефтехранилище в Констанце. Наблюдатели фашистов даже не поняли, как это возможно, чтобы И-16 так далеко за линией фронта могли не просто летать, но и бомбить!

Следующий дальнебомбардировочный вылет военной авиации на мост Карла Первого на Дунае состоялся 10 августа 1941 г. Вместе с мостом был подорван и нефтепровод Плоешти-Констанца, проходивший по мосту. 13 августа был произведен еще один вылет — на Черноводский мост, который также был разрушен. Вдобавок на обратном пути И-16 проштурмовали румынскую пехоту.

Вплоть до конца августа звенья эскадрильи Шубикова бомбили мосты, до которых уже не могли дотянуться фронтовые бомбардировщики. Несколько раз при

Реклама
бомбежке они сталкивались с защищавшими мосты Мессерами и били их.

Капитан Шубиков погиб в бою 2 октября 1941 года, он на И-16 штурмовал Ишуньские позиции немцев. Но и после его смерти эскадрилья продолжала боевую работу, только в 1942 году они произвели около 30 боевых вылетов.

Однако… ТБ-3 давно уже больше не производили, да и И-16 в ВВС были заменены на ЯКи, МИГи, ЛА. Эскадрилья была расформирована, опытные истребители до зарезу нужны были фронту, а о целях далеко за линией фронта пусть заботятся партизаны или АДД.

Из наиболее известных советских асов в тренировках «Звена» принимали участие Стефановский, Коккинаки, Супрун.

Задумка была очень хороша, но слишком опередила свое время. Предложенные Вахмистровым в 30-е годы идеи активно использовать начали намного позже.

Элементы из наработок «Звена» сейчас активно применяются во время, например, заправок в воздухе истребителей от самолета-танкера. Следует заметить, что воздушный старт ракет с самолетов-носителей тоже использует идеи Вахмистрова. Так что можно сказать, идея прошла реализацию от старта И-4 с ТБ-1 до старта ракеты в космос с тяжелого самолета-носителя.

Реклама