Белла Ахмадулина. Как она оценивала роль поэта в обществе и кто стал ее последней счастливой любовью?

Реклама
Мастер

Беллу Ахмадулину называют Вольным ветром 60-х годов ХХ века. Она была той единственной королевой среди мужчин поэтов-шестидесятников, которую все они обожали и многие были в нее влюблены. Читатели и слушатели же буквально впитывали в себя ее стихи, которые она читала нараспев, затаив дыхание, с внутренним трепетом и восторгом.

Как сложилась личная судьба этой легендарной поэтессы своего времени?

Она родилась в 1937 году в Москве. Ее мама — русская, с итальянскими корнями, отец — татарин. Смешение кровей привело к рождению в этой интернациональной семье поэтически одаренного ребенка. Печататься Изабелла начала уже в 17 лет, первая публикация состоялась в журнале «Октябрь».

Реклама

В 18 лет ее без оговорок приняли в Литературный институт. Там же она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Евгением Евтушенко. Жить без ссор под общей крышей влюбленные не смогли, ведь каждый из них представлял собой целый поэтический вихрь, и личная жизнь молодых оказалась в заложниках у их собственных дарований.

Во время гонений на Бориса Пастернака Белла повела себя порядочно и отказалась подписывать то позорное письмо «творческой интеллигенции», в котором ее слабохарактерные «товарищи» по поэтическому цеху клеймили поэта за его «антисоветские» произведения, не удосужившись их даже прочитать. За свою порядочность Изабелла поплатилась тем, что ее исключили из института.

Реклама

Неурядицы в личной жизни, изгнание из вуза не отлучили Беллу от литературы. Она сумела войти в русскую литературу, что называется, «с черного хода». Ее не печатали, но она выступала на множестве литературных вечеров в Политехническом, собирая огромные аудитории слушателей. Ее имя с восторгом передавалось из уст в уста.

Сама же Белла относилась к своей популярности того времени весьма скептически. В одном из своих интервью она охарактеризовала этот период в литературной жизни страны как время Пастернака и Ахматовой, они еще были живы тогда и продолжали творить. Но само советское общество того периода стало переломным, люди ждали глотка свободы, и именно эта политическая и общественная ситуация в стране возвела молодых, восходящих поэтов (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулину и др.) в ранг глашатаев свободы.

Реклама

По мнению Беллы Ахмадулиной, не поэты, а любители поэзии, способные расслышать музыку стиха, — вот те спасители мира, на плечах которых он стоит.

В 1963 году Беллу накрыла новая любовная страсть к восходящей тогда легенде кино и литературы — Василию Шукшину. Он снял ее в своем фильме «Живет такой парень», а она «поработала над его имиджем»: посодействовала в покупке им нового костюма, галстука, туфель. Избавила его от кирзовых сапог, в которых он все время ходил, приехав в Москву из российской глубинки.

Реклама

Затем среди влюбленностей Беллы оказался писатель Юрий Нагибин (он стал ее вторым мужем, но тоже ненадолго), потом — модный в те времена Геннадий Мамлин, а еще чуть позже — Эльдар Кулиев (от которого Белла родила дочку Лизу).

Короткие романы, неудачные замужества, казалось, никогда не закончатся в ее жизни, и Белла начала выпивать. От окончательного падения ее спасла встреча с мужчиной, который смог изменить ее жизнь к лучшему, вовремя поддержать и сделать счастливой как женщину. Имя этого человека — Борис Мессерер, театральный художник. Он принадлежал к роду знаменитой советской балерины Майи Плисецкой, его мама — актриса немого кино, а затем — и художница по костюмам в одном из столичных театров.

Реклама

Сам Борис Мессерер тоже принадлежал к плеяде «шестидесятников» и как никто мог понять душевный настрой Изабеллы. Когда эти два человека познакомились, Борис не знал, что Белла — поэт. Он не читал ее стихов, ведь Белла тогда не печаталась. Обычные граждане СССР узнавали стихи Ахмадулиной лишь по фильмам Эльдара Рязанова («Ирония судьбы»).

Несмотря на все опасности своего опального положения, Белла по-прежнему продолжала заступаться за всех советских диссидентов, подписывая многочисленные письма в их защиту.

Совместный дом Беллы с Борисом Мессерером получил название в народе «Чердак на Поварской». Здесь располагалась мастерская самого Бориса, и сюда стекались все самые лучшие творческие силы Москвы. Это была такая общая неофициальная Академия искусств. Здесь родился альманах «Метрополь», в котором печатались многие запретные тогда авторы (В. Аксенов, В. Высоцкий, В. Ерофеев и др.).

Реклама

В 90-е годы ХХ века художник Борис Мессерер оформлял все спектакли МХАТа им. Чехова, балеты в Большом театре. В 2002 году была проведена выставка его работ станковой графики, где был представлен свежий авторский метод изображения натюрмортов.

Белла Ахмадулина при столь знаменитом и талантливом муже продолжает свою поэтическую карьеру. А также взялась и за прозу.

После встречи с Борисом ее творческая карьера тоже пошла в гору: с 1977 года она получила титул Почетного члена Академии искусств и литературы в США, в 1989 году ее творчество признали, наконец, и в родной стране — она стала Лауреатом Госпремии СССР.

Обложка книги Б. Мессерера «Промельк Беллы»
Реклама

Несмотря на компьютеризацию общества, Белла Ахмадулина по-прежнему пишет свои стихи обычной шариковой ручкой, а муж — подбирает эти рукописи по всей квартире (на листочках, салфетках и разных обрывках бумаги). Свой дом он с юмором называет «белой пустыней», так как наладить домашний уют ни у Беллы, ни у Бориса не хватает времени. У них очень много лет не было дома даже банального телевизора.

В этом браке у Беллы родилась еще одна дочь — Анна. Сейчас девочки уже взрослые и ведут самостоятельную жизнь. А их мама Белла Ахмадулина до последних дней продолжала «витать в облаках поэзии», не думая о заработке, ведь ее муж Борис оказался превосходным «добытчиком».

Именно этот мужчина стал счастливой любовью Беллы на долгие годы, за спиной которого она смогла позволить себе, наконец, быть слабой и хрупкой женщиной, со своим необычным внутренним миром.

Они жили вместе в Переделкино до 29 ноября 2010 года, дня смерти Беллы.


Что еще почитать по теме?

Анна Ахматова. Поэзия — тернистый путь служенья людям?
Евгений Евтушенко. Каково быть классиком при жизни?
Какую цену платят писатели за независимость? Борис Пастернак

Реклама