В петербургской повести «Медный всадник»
«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою».
Что это за медные шапки? Почему привлекли внимание поэта? Наконец, в каком бою их прострелили, и почему так и носили простреленными? Не в целях же экономии, в самом деле?
Александр Сергеевич пишет о парадном строе Павловского лейб-гвардии гренадерского полка. Это их начищенные головные уборы сверкали в солнечных лучах, поражая светскую публику.
Как представители особой военной специальности, метатели ручных гранат (или гренад, как тогда их называли) гренадеры впервые появились в конце XVII века в ротах английской пехоты.
В то время солдаты-пехотинцы носили на головах треуголки. С современной точки зрения головные уборы не самые удобные, но стрельбе из мушкетов они не мешали. Совсем другое дело гренадеры, которым приходилось то и дело забрасывать стрелковое оружие за спину, чтобы не мешало метанию гранат. Длинный мушкет при этом так и норовил зацепить треуголку и сбросить её на землю. Сплошное неудобство.
Об эргономике в XVII веке не имели никакого понятия, но нашелся среди англичан кто-то умный, кто придумал, как избавить гренадеров от досадного и опасного в бою неудобства. Солдатам сшили особые шапки, конические и совершенно без полей.
Вслед за англичанами, по достоинству оценив эффективность новой военной специальности, гренадеров (а вместе с ними и шапки-гренадерки) ввели в состав пехотных подразделений французы. За ними — все европейские армии.
В России гренадеры появились волей Петра I. Кстати, именно «гренадеры», от французского «grenadier», а не «гренадёры», как полагают некоторые.
Медные чеканные налобники к гренадеркам придумали в Пруссии в годы правления Фридриха Великого. Во второй половине XVIII века подобный стиль переняли почти все европейские армии включая российскую.
Сформированный в 1796 году, Павловский гренадерский полк, пока ещё не гвардейский, отличился в битве под Фридландом. Там, в сорока километрах юго-восточнее Кёнигсберга, на рассвете 14 июня 1807 г. столкнулись российские полки генерала Беннигсена и французские дивизии, которыми командовал сам Наполеон.
В тяжелейшей битве полегли сотни гренадеров Павловского полка. Несмотря на сокрушительное поражение русской армии, император по достоинству оценил самоотверженный героизм неприятельских солдат. Восхищенный их мужеством, Наполеон приказал собрать простреленные гренадерки и передать русскому командованию.
Российский император Александр I 20 января 1808 г. повелел: «За отличное мужество, храбрость и неустрашимость в сражениях с французами 1806 и 1807 годов в почесть полка, состоящие в нём шапки оставить в том виде, в каком он сошёл с поля сражения».
Реклама
«Шапки эти медные, насквозь простреленные в бою» с именами нижних чинов, на которых гренадерки были в битве под Фридландом, не хранились где-либо в полковом музее, но из призыва в призыв передавались от солдата к солдату.
В XIX веке европейские армии, кроме прусской, постепенно отказались от высоких блестящих медных налобников.
Вышли они из употребления и в России. Однако гвардейцы Павловского полка выходили на парады в наградных гренадерках вплоть до 1914 года.