Еще одной древнерусской идеальной женщиной можно назвать Анастасию Романовну Захарьину, ставшую первой любовью и избранницей в жены русского царя Ивана IV, который за свой противоречивый и жестокий нрав получил прозвище Грозного.
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева родилась в боярской семье царского окольничьего и не была вхожа во дворец царя, поскольку не имела знатного рода. Никто не приглашал ее на царские пиры и застолья во время православных празднеств во дворце. Однако все окружающие называли девушку не иначе, как «светлый наш ангел». Она отличалась не только необычайной красотой своего лица, но и имела очень покладистый женский характер, способный умягчить любую грубую душу.
Царь Иван Грозный встретился с ней случайно, когда мчался со своей свитой через двор Захарьиных и один из его конных слуг едва не затоптал копытами своего коня стоявшую поодаль Анастасию. От большого испуга девушка потеряла сознание и ее унесли в дом заботливые хозяйские слуги. Царь же отчитал своего незадачливого всадника и сам пошел в терем Захарьиных взглянуть, как себя чувствует пострадавшая.
Склонившись к ее лицу, он был так поражен красотой девушки, что воскликнул:
Господи, и где это на Руси родится такая красота?! Неужели она русская, какого она роду-племен?
Это была любовь с первого взгляда!
С момента первой встречи с Анастасией царь то и дело вспоминал про молодую красавицу и едва не приказал казнить своего приближенного, который по старой привычке не включил семейство Захарьиных в список почетных гостей на очередной царский православный праздник.
Так началось его знакомство с Анастасией. После пиршества царь потребовал, чтобы Анастасия вместе со своей матерью переехала жить к нему во дворец, заняла под свое жительство один из дворцовых этажей. Однако мать Анастасии и сама девушка наотрез отказались от приглашения Ивана Грозного и поставили ему условие, что готовы переехать в его хоромы только после того, как царь официально признает Анастасию своей невестой и будущей женой.
Иван Грозный оценил этот поступок. Его любовная страсть дополнилась теперь и большим внутренним уважением к уму и предусмотрительности Анастасии. Недолго думая, он объявил о предстоящей помолвке и женитьбе на Анастасии Захарьиной.
После свадьбы молодые были по-настоящему счастливы. Их любовь оказалась взаимной. К тому же Анастасия обладала не только кротким нравом, но и глубоким религиозным чувством. Она имела большое влияние на своего мужа и удерживала его от многих опрометчивых и греховных поступков. Защищала больных и слабых, спасала многих безвинных из пыточных изб своего государя. Однако чем больше крепла к ней его привязанность, тем сильнее ее ненавидели родовитые князья и бояре при царском дворе. Ведь многие из них прочили в жены Ивану Грозному своих дочерей, которых обошла какая-то «выскочка».
После нескольких лет счастливого замужества против Анастасии Романовны созрел заговор и она была злодейски отравлена близкими ко двору царя заговорщиками.
Вместе с Анастасией была отравлена и душа царя. После ее гибели он полностью переродился, погрузился в разврат и разгул, превратился в того беспощадного деспота, которому народ и приклеил прозвище Грозный.
Некоторые биографы Грозного высказывают версию, что именно Анастасия сдерживала по-женски и без того злопамятный и неуправляемый характер русского самодержца. И что именно злодейское убийство любимой царскими приближенными обрушило на весь боярский и княжеский род его жестокие репрессии в форме опричнины. Возможно, он совсем перестал доверять своим приближенным, а может быть, то была месть царя за невинно загубленную Анастасию.
Сердце царя совсем ожесточилось. После смерти Анастасии сиротами остались и шестеро детей, рожденных в его первом счастливом браке.
Чистый ангельский лик Анастасии Романовны по распоряжению Ивана Грозного был навеки запечатлен на одной из древнерусских икон. И по преданию, глаза Анастасии на этой иконе кровоточили и исходили слезами все дальнейшие годы, когда царь на своем любовном ложе утешался с другими девицами.
Только перед собственной смертью царь немного остепенился и просил придворных священников посвятить его в монашеское звание. Священнослужители долго спорили по этому поводу, но все-таки решили выполнить последнее предсмертное желание царя и окрестили его монахом Ионой.
Его же возлюбленная Анастасия вошла в российскую историю и легенды не только как первая русская царица с ангельской душой, но и как идеал красоты и характера русской женщины. Возможно, там на небесах, эти два любящих сердца обрели друг друга навечно.