Историки открыли, что по шумовому фону Средневековье было гораздо тише нашей эпохи. Это касается и более ранних, и некоторых более поздних эпох, но мы сейчас разберём Средневековье — как удобную модель для размышлений.
Разумеется, Средневековье было тише, если говорить в целом, а не в той или иной конкретной ситуации. Были, конечно, и тогда яростные душераздирающие крики людей, отчаянное ржание коней, сливающийся воедино звон мечей во время битвы. Но в целом эпоха не была шумной.
Что мог услышать среднестатистический житель того времени, когда большая часть населения проживала в сельской местности и люди были гораздо ближе к природе, чем мы? Над головой птички поют, где-то залаяла собака, да кузнец вдали стучит своим молотом. Не чета нам, окружённым не только городским шумом автомобилей, заводов, самолётов, но и звуками радио, телевидения, не говоря уже о выступлениях рок-групп.
Другое наблюдение. Средневековая эпоха в целом была темнее нашей. И это не в переносном смысле, а в прямом. В переносном, наоборот, оклеветали эту эпоху деятели Возрождения
. Не таким уж оно было и тёмным, это Средневековье, многие «тёмные» вещи — от массового сожжения «ведьм», до запретов на бани — начались позже. А вот в прямом смысле слова Средневековье было темнее нашей эпохи. То же касается и эпохи Возрождения, и более ранних эпох.Природа делит нашу жизнь на два равных периода — день и ночь. На экваторе день и ночь одинаковы в течение суток — там день длится половину суток и ночь столько же. Примерно по 12 часов. На полюсах день и ночь длятся по полгода. На остальных широтах только два раза в год во время равноденствия день равен ночи. У нас летом длиннее дни, зимой длиннее ночи, но в целом в течение года они выравниваются. Люди ведь не впадают в спячку, как медведи.
Это кажется очевидным, если задуматься. Во времена Средневековья даже день был для людей темнее, чем теперь. Часть времени человек проводит в помещении. Средневековые помещения, в целом, темнее наших — окна были меньше, да и в них вместо стёкол чаще использовали слюду или бычий пузырь. И главное, не было электричества. Мы ведь и днём пользуемся электрическим освещением в своих квартирах, хотя бы посещая ванную комнату.
Что же говорить о ночах и вечерах в Средние века? Тусклый свет свечи или лучины, в лучшем случае коптящие факелы — вот какое освещение могли позволить себе люди тех лет. Недаром большинство населения тогда старалось увязывать свою активность с природным циклом. Люди вставали с рассветом и ложились вскоре после заката. Историк Марк Блок в книге «Феодальное общество» писал:
«при слабом тогдашнем освещении ночи были более тёмными, холод, даже в замковых залах, — более суровым».
Эти вещи становятся столь очевидными, когда о них думаешь специально. Но, как показывает практика, большинство людей, когда изучает ту эпоху, забывает об этой очевидности.
В этой статье рассмотрим ещё одну деталь в портрете средневекового человека. Большинство людей тогда не знали большой высоты в нашем понимании.
Это не касается не столь уж многочисленных горцев или обитателей высоких замков, а также тех немногих, кто бывал на высокой колокольне — звонарей и им подобных. Большая часть народа жила на равнине и по башням феодала не лазила. Поэтому для большинства людей самая высокая высота, которую они видели в своей жизни, это вид с крыши сарая, с ветки дерева, максимум с городской стены. А многие из кочевников, живущих в бескрайних степях, на протяжении поколений вообще не видели никакой высоты! Максимально доступная — спрыгнуть с телеги или со спины верблюда.
Страх высоты заложен в человеке от природы. Но ведом ли был людям, никогда не смотревшим на мир с высоты, страх падения во сне, судя по опросам, сильно распространенный в наше время? Часто спящий просыпается от ужаса, когда ему снится, что он вываливается из кабины самолёта или из окна небоскрёба.
Конечно, нечто подобное могло быть и у средневекового обитателя степей. Ведь для ребёнка и плечи отца — достаточно большая высота, чтоб испугаться и закрепить этот испуг на бессознательном уровне. Но вряд ли у средневековых людей сны о падении с высоты были столь же частыми, как у нас.
Вспомните, насколько активно современный кинематограф эксплуатирует наш изначальный страх перед падением с высоты. Как долго и навязчиво нам показывают героя, идущего по узкому карнизу на уровне сотого этажа небоскрёба или висящего на кончиках пальцев над пропастью. Мы привыкли смотреть с высоты, в отличие от людей прошлого.
К виду с высоты привыкают все, кто живёт на верхних этажах, хотя в первый раз смотреть вниз страшно. Но это быстро проходит. Более того, люди привыкают к высоте даже без спасительных перил балкона. Посмотрите, как работают опытные монтажники-высотники. Они во время своей работы ходят по кромке безо всякой страховки и практически не обращают внимания на простирающуюся под ними пропасть. Хотя порой такая привычка приводит к трагедиям.
То, что говорилось выше, касается малых высот. Если говорить о больших, то люди прошлого просто представить себе не могли, как выглядит мир, если взглянуть на него с самолёта, с высоты нескольких километров. А вот современные люди знают об этом почти все. Даже те, кто не летал на самолёте, скорей всего видели по телевизору, как выглядит земля с высоты нескольких тысяч метров. А ведь люди издавна хотели летать как птицы, хотели взглянуть на мир с высоты.
Даже на этих примерах шума, света, высоты видно, как отличалось восприятие мира людей Средневековья от нашего.