Ольга Спесивцева. «Трагическая муза» русского балета – кто она? Часть 2

Реклама
Грандмастер

Одним из рубежей в биографии стал 1924 год. Ольга Спесивцева уезжает за границу — это потребовалось, чтобы привести в порядок здоровье. Балерину провожали близкие и друзья. Она не могла даже предположить, что этот отъезд — навсегда.

Модернизм и классика

В Парижском Гранд-Опера Спесивцева с триумфальным успехом танцевала «Жизель». Балерину называли первой русской звездой первого театра Франции. По окончании контракта приняла приглашение Сергея Дягилева и выступала в его труппе. Репертуар специально для Спесивцевой был переориентирован на классику.

Но труппа Дягилева переживала далеко не лучшие времена. Мать балерины с горечью писала, что Ольга «очутилась в кабале». Потом Спесивцева вернулась в Гранд-Опера. Однако

Реклама
классические балеты отошли в театре на второй план. Ольга Александровна же не могла не танцевать и соглашалась на роли в новомодных постановках — «Вакх и Ариадна», «Трагедия Саломеи».

Участие, пусть и вынужденное, в модернистских балетах очень ярко показывало, насколько многогранным было дарование артистки. Но всё же её подлинным призванием был классический танец. Рассказывали, что она повсюду возила с собой портрет легендарной Марии Тальони. Это был тот идеал, приблизиться к которому Ольга Спесивцева всегда стремилась.

Неизвестный художник, «Мария Тальони»
Реклама

Закат

После смерти Анны Павловой Виктор Дандре организовал труппу «Классический балет». Намечалось турне по Австралии. Звездой труппы была избрана Ольга Спесивцева. Несмотря на трудности поездки и непривычный климат, успех выступлений был триумфальным. Но гастроли пришлось досрочно прервать из-за обострившихся проблем со здоровьем.

Некоторое время спустя Спесивцева открыла в Париже собственную студию. Силами учеников поставила несколько спектаклей, в том числе одноактные балеты, созданные специально для неё Михаилом Фокиным. Периодически гастролировала. Последнее выступление состоялось в Аргентине, в Буэнос-Айресе. А затем наступили трагические события.

Темница болезни
Реклама

Ещё во время турне по Австралии Ольгу Спесивцеву сопровождал некто мистер Браун. Он же уговорил её уехать в США, затем наотрез отказался вернуть ей советский паспорт. Напряжённый разговор лишил артистку остатка душевных и физических сил. В тяжёлом состоянии она оказалась в стенах психиатрической клиники. Там великая балерина провела двадцать два года.

Она была обречена на мучительное одиночество. Утешением были дни, когда её навещала школьная подруга — известная танцовщица Фелия Дубровская. Ольга Спесивцева отнюдь не была полностью невменяемой — она помнила и годы учёбы, и работу в театре. Светлые промежутки чередовались с приступами беспамятства.

Реклама

Потребовался долгий срок, чтобы выбраться из темницы душевной болезни. Были найдены лекарства, которые помогли Ольге Александровне существенно улучшить состояние. Её разыскали сестра Зинаида и брат Анатолий. Встал вопрос о возвращении в Россию. Сохранилась переписка Зинаиды Папкович-Спесивцевой, Фелии Дубровской и самой Ольги Александровны. Эти письма — как памятник той горькой истории, когда великая артистка желала увидеть Родину, но в ответ встречала лишь равнодушие.

«Пройдут годы, — писала сестра балерины, — и спохватятся, когда наверх всплывёт, как таланты затаптывали. Это вопль моей души, поймите».

Ольга Спесивцева стала пленницей новой темницы — человеческого равнодушия. Сколько ни предпринималось попыток, обратный путь оказался невозможен. Оставалось жить, постоянно нося в душе тоску по Родине.

Реклама

Эпилог

С 60-х годов, после выхода из клиники, Ольга Спесивцева поселилась на ферме под Нью-Йорком. Александра Львовна Толстая — дочь Льва Толстого — создала фонд с целью помочь соотечественникам, оказавшимся на чужбине. Основанная ею ферма стала своеобразным приютом. Там русская балерина прожила до конца дней.

Не раз она встречалась с артистами, приезжавшими за океан на гастроли — в разные годы её навещали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа. Ольга Александровна постоянно переписывалась с родными и друзьями. Кроме того, её очень поддержала религиозная философия.

Осенним днём 1991 года великой балерины не стало. Ей было 96 лет.

Такой на редкость долгой оказалась жизнь — несмотря на тяжёлые переживания и поистине страшные, трагические события в ее судьбе. Ольга Спесивцева стала одним из символов русского балета и высокого искусства вообще. Но не только — это ещё и пример верности своим идеалам, которая сохранялась вопреки обстоятельствам. Это та стойкость, которая будет удивлять ещё столетия.

Реклама