Филателия — досуг или бизнес?

Реклама
Грандмастер

3. Бизнес на марках в СССР и в наше время

Дети обожают что-то собирать. То ли солдатиков, то ли этикетки со спичечных коробков, то ли что еще. В советские времена монеты дети собирали крайне редко — не было у нас в наличии достаточного количества монет, наоборот, была куча потребностей, дабы их тратить. А вот прикупить копеек за 40 большой пакет гашеных марок, чтобы потом их долго-долго разбирать — что в коллекцию, что в обменный фонд, было и не слишком дорого, и очень интересно.

Так как же развивалась продажа марок вообще и гашеных марок, в частности?

В самом начале своей истории марки были просто средствами оплаты. Маленькими, некрасивыми… Просто средством оплаты почтовых тарифов.

Но очень скоро предприимчивость взяла верх и марки стали делать красивыми. А люди начали покупать не только марки для оплаты почтовых сборов, но и для коллекционирования.

Письменное упоминание о первом торговце марками относится к 1851 году, в Англии. В одной из газет Бирмингема было напечатано объявление некоего Т. Смита, который взамен нескольких маркированных и уже проштемпелеванных конвертов (прошедших почту, гашеных) готов был отдать несколько почтовых марок, причем негашеных.

Реклама

Это объявление от 22.03.1851 г. навсегда занесло в анналы истории и самого Т. Смита — как первого торговца, признающего за товар гашеные почтовые маркированные конверты, так и его магазин в доме 20 на Бревер-стрит у Голден-сквера в Бирмингеме — как первую филателистическую торговую точку.

Вначале коллекционирование марок назвали «маркоманией», а кроме этого «тембрологией» или «темброфилией» (от timbre (фр.) — почтовая марка). Наконец общий термин «филателия» появился в статье Ж. Эрпена, напечатанной во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.

Термин «филателия» был признан наиболее удачным, т.к. он составлен из греческих слов phileo — люблю, и atelia — освобождающий от оплаты. Посему под термин

Реклама
филателия подпадают не только марки, но и маркированные конверты или открытки, специальные гашения и прочее.

Реклама

Количество филателистов во всем мире росло, начали открываться журналы для них, в 1862 году — в Англии, на следующий год — в Германии, а потом и по всему миру. Филателия начала превращаться в бизнес мирового масштаба.

В 1861 году вышли первые каталоги марок в Англии и Франции. И все завертелось… В деле появился серьезный капитал. А капитал идет туда, где есть прибыль. А прибыль есть там, где люди готовы раскошелиться.

Вскоре число филателистов стало исчисляться миллионами, во многих странах появились общества филателистов. Поняв, что появилась возможность заработать, начали усиленный выпуск новых марок и государственные почты многих стран. Например, в СССР выпускали некоторые марки в большем количестве, чем было нужно для почтовых нужд, причем «лишние» марочные листы выпускались сразу гашеными и продавались оптом — для филателистов.

Реклама

Весьма известны почтовые марки Тувалу. Красивые, недорогие. Выпускают и просто марки, и сцепки марок, и блоки, и гашеные, и негашеные… Ну зачем нескольким островкам в Тихом океане такая куча марок? А коллекционеры рады — и красиво, и недорого. Интересно, а само Тувалу имеет хоть какую-то выгоду от того, что где-то в Европе или Америке печатаются вроде как почтовые марки от их имени?

Реклама

В общем, в наше время дело более чем раскручено и кормит уйму народу.

Печатание каталогов марок — постоянный и хороший заработок. Производство и продажа альбомов для марок — отличный заработок. Печатание марок разнообразных государств Тувалу или «островов Зеленого Мыса» — великолепный заработок.

А «конверты первого дня»? Конверт с оригинальным рисунком и наклеенной на него маркой, соответствующей рисунку, проштемпелеванной специальным «штемпелем первого дня продажи», сходу становится раритетом — ну сколько тысяч таких конвертов за день наштемпелюют?

А ведь если подумать, это просто кусочек бумаги с рисунком, ценой и штампом сверху: «Оплачено»…

Реклама