Филателия — досуг или бизнес?

Реклама
Грандмастер

1. Начало истории марок

Сколько может стоить клочок бумаги? Если это эскиз великого художника или автограф знаменитого писателя (даже просто письмо или записка), то много, может быть — десятки тысяч долларов. Если это подписанный богатым человеком чек, то его цена тоже может оказаться равной написанной на чеке цифре. Но еще очень большой может оказаться цена старого конверта, если на нем наклеена редкая почтовая марка.

Вообще, в коллекционировании марок есть некое сумасшествие. Можно понять коллекционеров монет. А как понять тех, кто коллекционирует этикетки со спичечных коробков или погашенные, т. е. использованные, аналоги квитанций об оплате почтовых услуг?

Обратимся к истории…

При феодализме, в условиях замкнутых на себя хозяйств феодалов, обмена корреспонденцией практически не было. Немногочисленные гонцы перевозили королевские приказы феодалам (которые часто и вовсе были безграмотны), купцы посылали опись товара, пересылаемого в караване или в обозе, и, возможно, краткие сообщения о произошедших у купца изменениях и местных новостях.

Все изменилось с началом развития ремесел, торговли — с началом капитализма. Количество грамотных начало увеличиваться, обмениваться письмами стало модным. А купцам было просто необходимо обмениваться деловой корреспонденцией.

Реклама

В государствах появились почтовые службы. Захотел послать письмо, скажем, из Москвы в Нижний Новгород — иди в почтовое отделение, там заплати за пересылку корреспонденции и сдай письмо. На письмо поставят штемпель «Оплачено», тебе выдадут квитанцию об оплате, после чего письмо поедет почтовой каретой туда, куда тебе надо.

Наличие живых денег и сложность почтовых тарифов развращающе действовало на почтовых чиновников. В разных конторах одного города у разных чиновников доставка одинаковых писем в один и тот же город могла сильно отличаться. Тарифы были весьма сложными для понимания простым людом. В итоге у чиновников появлялись нетрудовые доходы, на всех конвертах ставили штамп «Оплачено», а казна недосчитывалась денег. Да и людей, посылавших почту, обманывали.

Реклама

Что с этим можно поделать? И тут пришла новость о том, что в Англии придумали упростить оплату пересылки почты, придумав почтовые марки, поступившие в обращение в начале мая 1840 года.

За пересылку единицы веса на единицу расстояния полагалось брать единичную цену. Один пенни, как уже было в городской «пенни-почте» — за пересылку почтового отправления весом до фунта в пределах Лондона.

Причем были выпущены марки обозначенной стоимостью один пенни и маркированные конверты, украшенные отпечатанными на них марками в один пенни. Процесс пересылки письма сильно упростился. Купил маркированные конверты. Когда захотел отправить письмо, взял один из маркированных конвертов, вложил в него написанное письмо, кинул в почтовый ящик — и все! Его достанут из ящика, проштемпелюют марку, мол, «погашено», и отправят письмо по назначению.

Реклама

Украсть наверняка можно и тут, но гораздо труднее. Ты платишь деньги, получаешь на эту сумму почтовые марки, наклеиваешь марки на конверты — и отсылаешь. Коррупционная составляющая резко сократилась!

Реклама

Следом за Англией почтовые марки торжественно прошествовали по всей Европе, потом по Америкам и Азии.

Конверты, приносимые почтальонами, перестали быть «просто конвертами». На них были наклеены марки. Если письмо было объемистым, а расстояние пересылки большим — на конверте оказывалась не одна, а несколько марок, часто разного номинала и разного цвета.

Нашлись люди, отклеивавшие эти марки от конвертов и сохранявшие их. Более того, их начали коллекционировать, появились первые филателисты. Директор Французского почтового ведомства месье Вандал (ну, фамилия у него была такая) выступил с разоблачением вероятных жульнических планов появившихся коллекционеров и предложил запретить коллекционирование марок —

Реклама
филателию. Увы, это не получилось.

Для большей надежности и простоты подсчета каждой цене марки стали присваивать свой цвет. А вскоре, в зависимости от цены, марки стали различаться и рисунком.

Реклама

Почтовые службы развивались, марок самых разных видов печатали все больше. Колониальные империи охватывали весь земной шар. В самом начале эры марок человеческая составляющая в их производстве была очень велика. А значит было много ошибок.

И спустя время люди, собиравшие марки, вдруг спохватились, и редкие марки резко начали расти в цене… Эпоха романтики для филателистов закончилась, началась эпоха бизнеса в филателии.

Продолжение следует…

Реклама