О том, насколько удачлив в делах был отец Шарлотты, говорит одна фраза из газеты «Кельнише Цайтунг»: «Он прибыл в Париж с одним миллионом франков, а оставил после себя состояние в два миллиарда».
Естественно, и богатство, и окружение не могли не сказаться на развитии Шарлотты. Ее учителем музыки был Шопен. Когда она вышла замуж, он посвятил девочке — в качестве свадебного подарка — свою великолепную Балладу № 4 фа-минор.
В 1843 году Шарлотта сочеталась браком со своим двоюродным братом Натаниэлем. По этому случаю Мориц Даниэль Оппенгеймер написал свадебный портрет баронессы.
Несколько слов о художнике. Мориц Даниэль Оппенгеймер (1800−1882) — немецкий художник. Путешествуя по Италии в 1823 году, Оппенгеймер познакомился с Карлом фон Ротшильдом, который высоко оценил талант художника и заказал ему несколько портретов. Художник настолько стал близок к семье миллионеров, что его называли «художником Ротшильдов», а позже — «Ротшильд среди художников».
В 1859 году Шарлотта и ее муж закончили строительство своего дома в 26 км от Парижа (в 1975 году этот дом был передан управлению делами Парижского университета), купили виноградник, который получил название Шато Мутон Ротшильд. Кроме производимых хозяйством великолепных вин, винодельня отличалась особым подходом к бутылочным этикеткам: этикетка для каждого нового года урожая была репродукцией картин или набросков, созданных художниками и известными личностями.
Как и отец, Шарлотта была коллекционером. Ее окружали друзья-художники: Камилл Коро, Генри Руссо, Эдуард Мане. В ее коллекции были полотна Фонтен-Латура, Ван Дейка, Шардена, Тьепполо, Франсуа Буше. Она сама занималась живописью (ее учительницей была Нелли Жакемарт), ее пейзажи, акварели и гравюры пользовались спросом. Она выставлялась в Салоне в 1872 году (Париж), в 1879 году принимала участие в выставке в Лондоне, с 1879 года ежегодно участвовала в выставках Общества французских акварелистов.
Она не была первоклассным художником, но ее работы есть в Музеее Люксембурга в Париже и в других музеях Франции. Ее иллюстрации к «Пасхальной Агаде» есть в коллекции Брагинского (крупнейший собиратель рукописей на иврите).
Музыкальное окружение Шарлотты включало в себя Жоржа Бизе и Камилла Сен-Санса.
На портрете, выполненным Жан-Леон Жеромом, Шарлотте 41 год. На нас смотрит, скажем прямо, не красавица: одутловатое лицо, слегка заплывшие глаза, далеко не стройная фигура. Она родила четверых детей, двое из которых уже покинули этот мир. Спустя пятнадцать лет ее старший сын, прошедший франко-прусскую войну (1870−1871) и страдавший от нескольких болезней (в том числе от депрессии), покончил собой. На четыре года пережил мать другой сын — Артур, известный филателист и коллекционер гобеленов. Свое собрание он завещал Лувру.
Портрет, можно сказать, не парадный и не очень богатый. На баронессе не видно вычурных украшений (неяркие серьги, браслет с каким-то камнем), интерьер довольно скромный (разве что выделяется большой портрет дамы на стене). О пристрастиях Шарлотты ничего определенного сказать нельзя. Какой-то намек на ее вкус дают два слона и отделка платья с меандрой: древнее Средиземноморье и Восток. (Портрет невелик — 50×36 см; очень может быть, что где-то есть тот же портрет большого размера.)
Шарлотта де Ротшильд, баронесса, умерла в 1899 году в возрасте 74 лет. Ее виноградники до сих пор плодоносят, а винодельни выпускают вина, которые и сегодня считаются одними из лучших во Франции…
Что еще почитать по теме?
Лидия Лопухова и Джон Кейнс. Как крестьянская дочь стала английской баронессой?
Рубенс. Портреты барона и баронессы де Вик. Кем они были для Рубенса?
Какие вина делают в Провансе?