С 2006 г. он приостановил массовый выпуск часов. А три года спустя, в попытке хоть как-то выправить положение, его собственники объявили о продаже завода за символическую цену в одну копейку. Мол, если не мы, то, может, новый собственник, вложив в это не только деньги, но и душу, сможет реанимировать производство?! Но и это не помогло. К тому времени у завода были накоплены многомиллионные долги, производственные мощности — практически утеряны, технический архив — уничтожен, а большинство специалистов разъехалось кто куда.
Сегодня на цехах бывшего часового завода можно увидеть вывески небольших фирм, занимающихся сборкой мебели, антенн, свечным производством, строительным бизнесом, металлообработкой. А вот когда-то знаменитые на всю страну часы «Чайка» здесь уже не делают…
Хотя… Хотя внимательный читатель может мне возразить. Мол, если в любом поисковике набрать «угличский часовой завод», то мы легко выйдем на официальный сайт завода. Угличского! Часового. Но… Это как раз та самая серия, когда «Федот, да не тот».
Обратите внимание, хоть завод и называется «Угличский часовой», но имя у него не «Чайка», а «Звезда». Только не та «Звезда», с которой в Угличе всё начиналось. Владельцы завода честно сообщают, что его исторический путь начался в… 1999 году, когда предприятие было официально зарегистрировано. И что в данном случае, как на мой взгляд, важно — создано оно на базе… торговой компании. Торговой!
То есть при создании угличского часового завода в 1999 г. не ставилась та цель, которая была изначальной в 1937 г. — наладить производство. Здесь задача была уже другая — продавать часы. А механизм для сборки можно и купить. Там, где это будет выгодно. Чтобы выручка от продажи часов смогла не только покрыть расходы на приобретение чужого механизма, его сборку и отладку, но и принести собственникам завода прибыль.
Не буду вдаваться в рассуждения о том, хорошо это или плохо, здесь лично мне импонирует уже то, что владельцы «Звезды» честно говорят своему потенциальному покупателю об этом. Достаточно зайти на сайт и посмотреть ассортимент продаваемых заводом часов. Вот, например, модель «Каприз». Механизм разных её модификаций: Япония, Япония… Япония.
А тех часов, которые когда-то производились в Угличе… Всё! Нет их. И, похоже, не будет.
Только это — у кого-то нет. И, наверное, не будет. А у меня… Есть! Вот они. Калибр 2627Н, 23 рубиновых камня. С оригинальным эллиптическим циферблатом зелёного цвета. Именно благодаря вот этой характерной визуальной особенности, среди часовщиков и коллекционеров они проходят под кодовым названием «Стадион». Как, разве не похоже на это спортивное сооружение? А если представить «вид сверху»?!
Похожие часы, но с круглым циферблатом тёмного (как правило, синего) цвета внутри такого же эллиптического корпуса светлого, как и мой, металла, выпускались и 1-м московским часовым заводом «Полёт». Но у них уже другое название — «Рыбий (кошачий) глаз». Тоже, как на мой взгляд, меткое, оригинальное название, точно определяющее визуальные особенности механизма. Угличский вариант легко отличить по торговой марке завода — серебристой букве «у» (Углич) в небольшом красном круге, что лёг в верхней части циферблата, под тем делением градуировки, где должна бы располагаться цифра «12». Видите? На неё как раз показывает часовая стрелка.
Эти часы куплены в 1979 году, с первой зарплаты, полученной мною после производственной практики, которую я тогда проходил на Воркутинском ремонтно-механическом заводе. Сколько лет уже прошло, а часы… Идут! Исправно исполняют свою функцию. И как недавно сказал опытный часовщик после их очередного, ежегодного обслуживания: «Ещё твоим внукам послужат!»
А ведь часы, между прочим, оригинальны не только своим внешним видом. Они… С автоподзаводом. О чём можно узнать, прочитав соответствующую надпись слева от двойного календаря. Часы с автоподзаводом конца 70-х годов прошлого века. Нет, не такая уж и плохая часовая промышленность когда-то была у нас!
И снова — очень интересная деталь. Если современные японские аналоги с автоподзаводом (тот же «Ориент») нужно довольно долго и упорно, но в то же время — аккуратно, трясти, чтобы они снова пошли после того, как по той или иной причине вы пару дней их не носили, то у угличских часов для такого случая справа на корпусе есть специальное колёсико подзавода. Повернул его пару-тройку раз от себя и… Пошли, родимые.
С помощью этого же колёсика осуществляется и перевод первой части двойного календаря «дни недели». А вот числа месяца переводятся проще — с помощью специальной кнопки, расположенной слева в нижней половине корпуса.
Отличные часы! Уже прослужившие своему хозяину более 35 лет. И, дай бог, ещё послужат! Так что если о том — может ли хоть что-то остаться… Вот он, живой, не убиваемый пример. Остаётся. И не только наша память. Но и что-то материальное.