Сделано в СССР. Может ли остаться хоть что-то от того, чего уже нет? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Кризис нынче… Между прочим, международный. А это значит — не только рубль дешевеет. Но и разные активы, стоимость которых изначально принято считать в долларах, как ни странно, тоже. Умные люди этим умело пользуются.

Вон, китайцы, например. Их алюминиевая компания (Aluminum Corporation of China) на днях за какие-то совершенно смешные в деловых кругах 19,5 млрд. долларов купила 18% уставного капитала британо-австралийского производителя руды Rio Tinto, акции которого за последнее время стремительно подешевели. Вложили какие-то бумажки, а рудой себя обеспечили на многие годы вперёд.

Говорят, что когда-то давным-давно, когда наши прадеды были моложе нас нынешних, и мы были почти такими же умными, как китайцы.

Реклама

В 1929 году началась Великая депрессия. Мировой экономический кризис, затронувший большинство промышленно-развитых стран того времени, но в наибольшей мере — США, Канаду и, уже в Европе, Германию, Великобританию, Францию. Продолжалась Великая депрессия целое десятилетие, практически до начала Второй мировой, но наиболее тяжёлый её период пришёлся на первые четыре года: с 1929 по 1933.

Именно кризис послужил той основой (в т. ч. и в буквальном смысле этого слова — материальной основой), благодаря которой СССР удалось создать свою собственную часовую промышленность. В 1929 г. Советский Союз закупил в США оборудование двух обанкротившихся часовых заводов («Дюбер Хемптон» (Dueber Hampden), г. Кентен, штат Огайо, и «Ансония», г. Нью-Йорк), ставшее той базой, на которой были созданы 1-й и 2-й часовые заводы — будущие всемирно известные торговые марки «Полёт» и «Слава».

Реклама

Но до всемирной известности было ещё далеко. А тогда, в 1931-м, первенцами часовой промышленности СССР было выпущено 42 тыс. шт. карманных часов. Для того чтобы обеспечить собственное часовое производство точными техническими камнями, в том же 1931 году в Петергофе, на базе камнегранильной фабрики, был создан «Первый государственный завод точных технических камней» (ТТК-1). И первые несколько лет его мощностей было достаточно для выполнения поставленных перед заводом задач. Но часовая промышленность страны развивалась довольно быстрыми темпами. Уже в 1935-м ежегодное производство часов на 1-м и 2-м Московских заводах было увеличено до 192 тысяч. Соответственно, встал вопрос о расширении мощностей по производству точных технических камней (корундов и рубинов).

Реклама

Поэтому, буквально два года спустя, принимается решение о строительстве второго завода по выпуску камней для часовой промышленности СССР. Местом для строительства был выбран Углич — небольшой город (на тот момент в нём проживало чуть больше 7 тыс. жителей) в Ярославской области. Уже в следующем, 1938, году на его окраине, буквально в двух шагах от выезда на Рыбинск, закипела работа.

Через три года была сдана в эксплуатацию первая очередь «Угличского опытного завода точных технических камней № 2» (ТТК-2). И он начал выпускать ту продукцию, ради которой его, собственно, и строили. Так продолжалось до 1949 года, когда Главчаспром СССР принимает судьбоносное для ТТК-2 решение: вывести завод на новый уровень и от производства комплектующих перейти к выпуску… Готовой продукции! Да-да, Главчаспром СССР принимает решение об организации в Угличе часового производства.

Реклама

Для решения этой задачи к делу подключается Пензенский 3-й государственный часовой завод, к тому времени (1938 г.) уже освоивший (на базе швейцарской модели Т-18) выпуск часов марки «ЗиФ» (Завод им. М. Фрунзе), с мая 1940 г. получивших название «Звезда». На смонтированном оборудовании Пензенского завода и из его комплектующих в 1950 году в Угличе начинают выпуск именно этих часов. Несмотря на то что в 1954 г. завод получает собственное имя — Угличский государственный часовой завод, он продолжает выпуск часов пензенской модели «Звезда». Но в 1956 году угличскими часовщиками был собран первый опытный экземпляр собственной модели, получившей название «Волга». С 1959 года она пошла в серию.

Ещё через четыре года, в 1963-м, в космос, с позывным «Чайка», отправилась первая женщина: лётчик-космонавт СССР Валентина Терешкова. И с этого времени её позывной стал именем всех часов, выпускающихся в Угличе. А в 1985 г. и сам завод был переименован в Угличское производственное объединение «Чайка».

Продолжение следует

Реклама