Полотна относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то всё-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами произведения должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.
Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода. Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребенком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).
Идеальная семья (к сожалению, неполная; мало того — точно неизвестно, кто отец ребенка) — всегда любящий и любимый сын и всегда любящая и любимая мать — расположились естественным образом (то есть обнажённые) на природе, точнее — на лужайке великолепного парка возле какого-то высокого строения. Милый сын Купидон принёс и дал мамочке Венере букетик цветов, и она вдыхает их аромат.
Рядом с ними — источники всевозможных запахов (надо полагать, приятных). Слева в углу на горящих углях стоит ароматический сосуд. Ближе к зрителю — гора цветов. У ног Венеры разложены бутылочки, баночки и (почему-то) перчатки. Рядом лежат зверюшки: морская свинка и тангалунга (у морской свинки есть мускусные железы, а тангалунга выделяет циветин, тоже ароматное — и даже очень — вещество).
За спиной Венеры — охотничий пёс, главное орудие которого — нос. Он и сейчас принюхивается, но ничего полезного для себя не чувствует.
Слева на полотне — кусты цветов. А за ними — нечто совершенно таинственное, даже можно сказать — секретное: лаборатория, в которой варят соцветия и отвар перегоняют в концентрат. Видны бутылки, склянки, банки. Чуть подальше на огне стоит перегонный аппарат, а в стороне полным ходом идёт уборка урожая: с кустов снимают цветы, сырьё для производства ароматов.
На заднем плане видны олени. Они тоже поставщики сырья для фабрики ароматов. Их мускус — мощный источник специфического запаха, который специалистами оценивается как афродизиак.
Почему-то художники не показали ещё несколько источников приятных запахов. Прежде всего, это запах готовой пищи. И разнообразие этих запахов безмерно.
Естественно, что обоняние помогает в готовке. У не очень внимательных хозяек сигналом к снятию кастрюли с огня служит запах горелой пищи, сбежавшего молока. У внимательных поваров — это сигнал готовности блюда: про каждое повар точно знает, какой должен быть запах, чтобы считать блюдо готовым и удавшимся. Но всё не покажешь! Да и то, что дали нам художники, требовало немалой изобретательности.
В любом случае, изображено происхождение и производство притираний, которые способствуют влечению, то есть — любви. Надо полагать, что это и было целью мастеров.