Битва при Фермопилах. Что мы знаем о легендарном сражении?

Реклама
Грандмастер

О легендарном сражении при Фермопилах писали Геродот и Плутарх, оно навсегда стало символом стойкости. Нет ни одного двоечника, который не слыхал бы хотя бы про 300 спартанцев, хотя связно рассказать — что там было, могут не все. Максимум: «Спартанцы с кем-то дрались и все погибли». А в чем же тогда героизм и почему эта битва в деталях и в мелочах прославлена вот уже 2,5 тысячи лет?

Я и сама мало разбиралась в подробностях, пока лично не побывала на месте исторического сражения, где меня, что называется, пробрало от общей атмосферы под греческим небом. Греки, надо сказать, очень здорово и трепетно относятся к своей истории, и всем не мешало бы брать с них пример. История стоит того, чтобы ознакомиться с ней хотя бы в общих чертах, благо материалов в Сети можно накопать много.

Итак…

Когда и где это было?

В 480 году до н. э. в ущелье Фермопилы. Во времена античности это был узкий проход между горами и морем. Сейчас море отступило и проход стал шире.

Реклама

Кто с кем дрался?

Дрались греки с персами. По оценкам историков, персов было 200−250 тыс., самые скромные оценивают их армию в 80 тысяч воинов. Но и того было много, поскольку греков было от 5 до 7 тысяч. Впечатляет? Ну как бы уже да.

За что боролись?

Персия была молодым агрессивным государством, стремившимся стать империей. Греки были не в восторге от перспективы войти в империю, и разгневанные персы решили их наказать, дабы всем остальным неповадно было не хотеть. Персы послали им воинственный ультиматум с требованием «земли и воды», что на цветистых древних языках означало «отдай территории», но дерзкие и нетолерантные спартанцы бросили послов в колодец со словами «там тебе и земля, и вода».

Реклама

Царь персов Ксеркс (не путать с ксероксом) озлился и стал собирать огромное войско из самых разных подвластных ему народов. Чтобы переправить всю эту толпу в Европу, Ксеркс соорудил понтонный мост через Геллеспонт (а вы думали, это вам не в тапки чхать!). Сначала мост не получался, волны раскидали понтоны, и тогда Ксеркс приказал побить море со словами «вот тебе, вот тебе», чем и вошел в историю как, культурно выражаясь, эксцентричный товарищ. Море, однако, успокоилось, и войско перебралось в Европу.

Видя такую серьезную шнягу, греки временно перестали ссориться между собой и объединились под руководством Фемистокла. Дорога в Грецию шла через узкое Фермопильское ущелье, где они и решили затормозить персов.

Реклама

К эллинскому войску был отправлен посол Ксеркса, который предложил грекам сдаться и получить за это свободу, титул «друзей персидского народа» и земли лучшие, чем те, которыми они владели. Когда эти предложения были Леонидом отвергнуты, посол передал грекам приказ Ксеркса сложить оружие, на что, согласно Плутарху, получил легендарный ответ: «Приди и возьми». Тогда же родился другой исторический мем. Персы грозились, что их стрелы закроют солнце, на что спартанцы флегматично ответили: «Так мы будем сражаться в тени».

Реклама

Как шла битва?

Атакующие племена не были подготовлены к битвам в узких пространствах, а привыкли вести войны на открытых просторах. Спартанцы были хорошо защищены щитами и доспехами и отлично выучены, они клали нападавших сотнями. Наблюдавший за битвой Ксеркс трижды вскакивал с трона от негодования. В ход пошли его лучшие силы: потеряв кучу простых воинов, Ксеркс послал в бой элитный отряд «Бессмертных», свою личную гвардию, хорошо обученную, вооруженную и нарядную. «Бессмертных» постигла та же участь. Потери спартанцев были минимальны — погибло 3 человека.

Реклама

На второй день повторилось то же самое, Ксеркс в полном недоумении отступил в свой лагерь. Он размышлял о дальнейших действиях, и тут к нему доставили местного жителя Эфиальта. Эфиальт рассказал о наличии обходного горного пути и предложил за денежное вознаграждение показать его персидской армии. Чем и покрыл свое имя несмываемым позором на все времена, а впоследствии, уже в наше время, его именем назвали какого-то препротивного комара. Так ему и надо.

Реклама

В это время гонец предупредил спартанцев о приближении персов с тыла. Услышав эту новость, Леонид созвал совет. Согласно Геродоту, Леонид сам приказал грекам разойтись по своим городам, поскольку ситуация была безнадёжна. При этом ему же самому и его спартанцам не подобает, считал он, покидать место сражения. Своим решением остаться Леонид также спасал отступающую часть ополчения. Ведь если бы он не задержал основную армию Ксеркса, персидская конница могла догнать пеших греков и уничтожить их на открытой местности.

Персы обошли спартанцев и напали с тыла. Греки защищались мечами, а затем, когда последние мечи сломались, руками и зубами. Они продолжали бой, покуда персы не погребли их под градом стрел. К полудню все стихло.

Реклама

В конце концов, спартанцы погибли все. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков.

Кто выиграл?

Выиграли персы — просто задавили спартанцев массой и завалили своими трупами. Если бы спартанцы продержались еще немного, у огромной армии персов начались бы проблемы со снабжением и логистикой. Но из-за предателя Эфиальта этого не случилось. Затем персы пошли дальше и захватили еще часть Греции, которую греки смогли отбить только через год.

Реклама

Почему это важно?

Хотя спартанцы и проиграли, но эта битва сильно деморализовала персов и воодушевила греков. И навсегда осталась в истории стран.

Греческий поэт Константинос Кавафис (Konstantinos Kavafis) написал:

Фермопилы

Честь вечная и память тем, кто в буднях жизни
воздвиг и охраняет Фермопилы,
кто, долга никогда не забывая,
во всех своих поступках справедлив,
однако милосердию не чужд,
кто щедр в богатстве,
но и в бедности посильно щедр
и руку помощи всегда протянет,
кто, ненавидя ложь, лишь правду говорит,
но на солгавших зла в душе не держит.
Тем большая им честь, когда предвидят
(а многие предвидят), что в конце
появится коварный Эфиальт
и что мидяне все-таки прорвутся.

Реклама