Почему лесничий - шестой, трасса - Е95, и не «ШАбаш», а «ШабАШ»?

Реклама
Грандмастер

«Золотой фонд» группы АЛИСА, конечно, не ограничивается хитами 1985−88 гг. Обо всём подробно не напишешь, поэтому кратко пробежимся по оставшейся дискографии.

Автограф-сессия группы «Алиса»

«Шестой лесничий» (1986−89)

В 1989 году на прилавки, наконец-то, легла третья пластинка группы с жуткими окровавленными масками на обложке и загадочным названием «Шестой лесничий».

Реклама

С одной стороны, казалось бы, ясно, что в одноименной песне намекалось, что Лесничие — это правители советского государства. Недаром в конце Кинчев умильно пропевает строчку из старой песни БГ про «Мишу из города скрипящих статуй», да ещё и на мотив «Полюшко-поле». Но если Шестой Лесничий — Михаил Горбачёв, то выходит неувязка. Ведь правителей СССР при самом грубом подсчёте — семь (это, если не считать «эпизодического» Маленкова).

Возможно, не учитывался Ленин, так как в начале перестройки основное «развенчание» касалось Сталина, а Ленин, напротив, был идеалом «социализма с человеческим лицом». А возможно, «шесть», которое принято считать дьявольским числом, звучало более эффектно.

Реклама

От подобных вопросов Кинчев обычно отмахивался — мол, не знаю, потому что песня не моя. Авторство «Шестого лесничего», действительно, принадлежало не лидеру АЛИСЫ, а его другу детства и московскому соседу — Андрею Киселёву. Исполнять песню на акустических концертах Кинчев начал ещё в 1986 году, а в 1988 решил и записать, сократив текст на один куплет.

В аранжировке АЛИСЫ (где немалую роль сыграл новый гитарист Игорь Чумычкин) песня зазвучала мощно и очень полюбилась слушателям. Особую изюминку добавил красивый вокализ в припеве, исполненный Инной Желанной (из группы АЛЬЯНС), который выглядел особенно интересно на фоне демонически-мрачных куплетов.

«Стерх» (1987−89), «Шабаш» (1988−90)
Реклама

Я не случайно объединил эти две песни. Обе они имеют непосредственное отношение к рок-барду Александру Башлачёву, который не просто дружил с Кинчевым, но и оказал на лидера АЛИСЫ немалое влияние. Именно творчество Башлачёва заставило Кинчева отойти от прозападной рок-традиции в сторону русской образности и мифологии.

Яркий пример этого — как раз песня «Стерх», написанная весной 1987 года. По признанию Кинчева, текст он писал очень долго — месяца три. По сути, он представляет собой иносказательное и жутковатое описание падшей России, по которой герой песни идёт.

Нетрудно догадаться, что это описание России атеистической, где «разорвана связь между солнцем и птицей рукой обезьяны»

Реклама
(дарвинизм), «пропиты кресты» и «сортир почитают за храм» (у Башлачёва «Мы строили замок, а выстроили сортир»). Ну, и, наконец, если кто не знает, «раненный стерх» — это такой редкий и исчезающий вид белого журавля.

Несмотря на то что альбом был назван «Шестой лесничий», главной песней пластинки Кинчев считал именно «Стерха». На том же альбоме мы можем встретить и песню «Солнце за Нас», адресованную непосредственно Башлачёву — с целью морально поддержать впавшего в психологическую депрессию барда.

К сожалению, песни не помогли. В феврале 1988 года Башлачёв выбросился из окна…

Кинчев страшно переживал потерю своего соратника (и в чём-то учителя). Реквиемом по Башлачёву стала грандиозная композиция «Шабаш» — про птиц, слетевшихся на болота. В течение 8 минут песня разворачивается, как сжатая пружина, чтобы в конце взорваться жизнеутверждающим катарсисом «Мир да любовь!»

Реклама

К. Кинчев:
«Если Москва строилась добротно и точно на тех местах, где древние люди безошибочно находили положительную энергию, то Питер был построен вопреки всем этим законам на болотах, где могли жить только птицы. На человека, твердо стоящего на земле, Питер действует удручающе. Но для романтиков, способных приподняться над суетой, он — идеальное место».

После того как Кинчев стал твёрдо позиционировать себя в православии, ему нередко пеняли на песню со столь «бесовским» названием. Во-первых, не все знали, что прозвище Александра Башлачёва было «СашБаш» и «Шабаш» — явная отсылка к этому. Во-вторых, Кинчев всегда говорил, что закладывал в это слово другой смысл: не «ШАбаш» в смысле сатанинского сборища, а «ШабАш» —

Реклама
т. е. конец всему. Правда, мне кажется, поначалу выбор подобного названия не был лишён двусмысленности и провокативности (как впоследствии, и «православная» свастика на альбоме «Солнцеворот»).

"Трасса Е-95″ (1996−97)

Интересно, что, имея постоянное число преданных фанатов, Кинчев никогда не стремился выдать стопроцентный народный хит. И тем не менее у него это получилось — чисто случайно. Сначала массы умилились клипом к перезаписанной архивной песенке «Дождь», однако настоящую народную славу АЛИСЕ принесла знаменитая «Трасса Е-95» из альбома 1997 года «Дурень». Может быть, секрет в том, что в обеих песнях было яркое и запоминающееся соло, которое сыграл приглашённый баянист Рушан Аюпов?

Реклама

Что касается трассы Е-95, то так обозначалась дорога между Москвой и Петербургом (сейчас она маркируется на картах как М10), по которой постоянно ездил лидер АЛИСЫ — москвич по рождению и питерец по работе.

К. Кинчев:
«Трасса» про взаимосвязь этих городов в моем сердце. Публика в этих городах разная, но и она перемешивается — москвичи едут на концерты в Питер, а питерские в Москву".

Правда, написал эту песню Кинчев не во время поездок по этой трассе, а во время гастролей осенью 1996 года — прямо в автобусе.

Большую роль в раскрутке песни сыграл и забавный клип, снятый Андреем Лукашевичем, где мы можем увидеть дочку Кинчева — Веру, его машину «Тойоту», а также то, как певец набирает на телефоне номер «2−12−85−06» (отсылка к одноименной песне АКВАРИУМА).

Реклама

Диакон Андрей Кураев:
«Я, когда её (песню — С.К.) услышал, даже не знал, что это Кинчев. Ехал на попутке и в качестве гостя не мог даже влиять на громкость радио. И вдруг — одна фраза пронзила меня: „Я иду по своей земле — к Небу, которым живу“. Это настолько хорошо легло на мои мысли, мои чувства — это же точная формула Православия русского! Я был просто потрясён».

«Небо славян» (2000−2003)

С 2000 года Кинчев уже целенаправленно пытается совместить в своём творчестве «коня и трепетную лань» — рок-н-ролл и православие, чем вызывает изрядное смятение в умах многих своих поклонников.

Сразу было понятно, что христианином лидер АЛИСЫ может быть только воинствующим. В общем, вполне логичная эволюция для Кинчева: от молодежного кумира, через лермонтовского демона и Стеньку Разина, прямо в Иоанны Богословы. Отсюда и апокалиптические образы, и дух «священной» войны, наполняющие его последние альбомы.

Реклама

Яркой «визитной карточкой» православного периода АЛИСЫ стала ещё один впечатляющий рок-гимн под названием «Небо славян». Патриотическую песню, на которую был снят клип со сценами Ледового побоища, битвы Бородино, сражений Великой Отечественной и моряками Кронштадта, многие восприняли как оду русскому нацизму.

К. Кинчев:
«Национализм, как мне кажется, не синоним слова нацизм, а, скорее, антоним. Потому что здравый национализм базируется на нравственном фундаменте — опять-таки, я все время возвращаюсь к нашей Церкви. Такой национализм направлен в поиске врага внутрь себя. Иными словами, человеку, любящему свою Родину, понимающему свою национальную принадлежность, связь с землей, на которой он родился, полезнее искать несовершенства не во внешних врагах, а в душе».

Реклама

Всё бы хорошо, но тогда о чём в этой песне строки «Нас точит семя орды, Нас гнет ярмо басурман»? Какое «семя орды» в многонациональной с испокон веков стране, где кровь многих народов давно перемешалась? Особенно смешно было слушать про «семя», когда эту песню перепел народный женский коллектив ФЕДОРИНО ГОРЕ. Ну, а славяне — они пока никуда не делись и государственный язык в России, как ни крути, русский, а не татарский или якутский. Поаккуратнее надо быть с формулировками. Если начнут выяснять, где русский, а где нерусский — России мало не покажется… Или мало наглядных примеров?

Реклама