Как создавали рукопашный бой в Советской армии? Часть 2

Реклама
Грандмастер

А что же осталось от «исторической» армейской рукопашки в наше время? Да практически все! Правда, в иных пропорциях. Но так и времена изменились! Нынешний рукопашный бой, прямой потомок старого, делится на ряд взаимодополняющих комплексов:

РБ-Н (начальный) — по сути, единый базовый курс для начального обучения всех военнослужащих;

Реклама

РБ-1 (общий) — снова комплекс «для всех», дополняющий РБ-Н в период дальнейшей подготовки;
РБ-2 (специальный) — для ВДВ, морской пехоты и мотострелковых подразделений;
РБ-3 (специальный) — для разведывательных частей.

Каждый следующий комплекс дополняет и развивает предыдущий. И еще в спецподразделениях в зависимости от их специфических задач изучаются дополнительные техники.

Обучение строится от простого к сложному, хотя все в целом просто. Ведь на РБ отведено не так много времени. Даже в ВДВ основной курс — порядка 20 часов. Для поддержания навыков элементы РБ включены в другие программы.

Общим остается то, что РБ сразу изучается применительно к возможным практическим ситуациям. Еще в 20-х годах штыковой бой отрабатывали в учебных атаках, групповых боях, на полосе препятствий заодно со стрельбой и метанием гранат. В пособии «Физическая подготовка разведчика» 1945 г. работа штыком демонстрируется применительно, например, к бою в окопе. Да и редко армейские пособия именуются руководствами по собственно РБ. Все больше это наставления по физической или боевой подготовке.

Реклама

Времени у военного не так много, а РБ — далеко не главная часть подготовки. Для оптимизации программа разбита на ступени. Так, РБ-Н — это простейшие защиты оружием, 1−2 укола штыком и несколько ударов автоматом. Новобранцу больше и ни к чему, и изучать особенно некогда. Далее на каждом этапе службы дается тот комплекс техник, которые легко освоить. И которые могут понадобиться ему по роду службы.

Еще уставы меняются с появлением в единоборствах нового, что стоит взять на вооружение. Полиция ведь не просто из-за моды использовала дзю-дзюцу. Стала велика вероятность столкнуться с владеющим им преступником.

Вообще служебные системы редко строятся на основе одного вида единоборства. Обычно они комплексные. И в Советской армии так же. К тому же, бывали периоды поисков лучшего и разные авторы предлагали свои решения. На базе борьбы, бокса, фехтования… В 70-х на вооружение взяли элементы распространившихся тогда восточных единоборств. В милицейских руководствах появились защиты от соответствующих ударов, особенно ударов ногами.

Реклама

Тогда же в КГБ на основе стиля Дзесинмон разработано направление «оперативное каратэ».

Вообще же служебные системы всегда комплексные. И важно, что для них отбирают не столько «лучшие» приемы, сколько простые в применении. И сочетающиеся с другими в единую систему.

В 20−40-х над этим активно работали и военные, и гражданские (спортивные) специалисты. Подходили не формально. Хватало и реального опыта. Армия и военные специалисты участвовали в ряде войн, хватало практики и милиции. Тем более пограничникам, чья боевая подготовка всегда была наилучшей!

Яркий пример — система Н. Ознобишина, руководство по которой издано в 1930 г. в издательстве НКВД. Особенность системы — привязка техник боя к шести боевым дистанциям. Подобную идею через 40 лет взяли на вооружение последователи Брюса Ли, положив в основу джит-кун-до бой на 4-х дистанциях…

Реклама

В 20−30-х многие мастера единоборств занимались массовой военно-спортивной подготовкой населения. Тот же Ощепков в начале 30-х организовал подготовку военных и гражданских инструкторов, разработал нормативы по самбо для 2 ступени ГТО. Все это вкупе с популярностью физкультуры вообще давало хорошую базу для обучения новобранцев и поддержания навыков резервистов. И это себя оправдало. По статистике, бои Великой Отечественной часто завершались рукопашной. Дело не в нехватке боеприпасов. Речь о наступательных боях второго этапа войны, когда приходилось штурмовать укрепрайоны. Боеприпасов давно хватало! В двух третях случаев немцы от рукопашных уклонялись. По-моему, это показатель и умения, и эффективности!

Реклама

НФП корректируются каждые несколько лет по мере развития военного дела. Например, в 1938 г. впервые введены зачетные нормативы по рукопашному бою и спортивное двоеборье (полоса препятствий и штыковой бой). После Отечественной войны снижается значение штыкового боя. Винтовкой фехтовать удобно, автоматом нет. Да и не предполагается столь массовых, как раньше, атак пехоты. Но и оружие массового поражения, и другие военные объекты уязвимы для диверсий. А диверсанту РБ необходим, как и охране. Резко растет значение локальных операций, проводимых относительно небольшими соединениями. Везде нужен рукопашный бой. К тому же, это отличный метод физической тренировки. И РБ входит во все наставления по физподготовке.

Реклама

В «массах» же больше на слуху отдельные «прогремевшие» энтузиасты, авторы «супер-эффективных методик». Таких сейчас немало, и могут они изучать и разрабатывать что угодно. За редкими исключениями, их деятельность не идет дальше своего подразделения. Да и практика не всегда показывает эффективность изучаемого… Точнее, это зависит от конкретных системы и инструктора.

Вот этого государство себе позволить не может и подходит к делу серьезно. А реальность такова, что научить нужно быстро и, по сути, любого. Даже тех, кто не горит энтузиазмом. Значит, методика нужна предельно простая. Проверенная практикой, результаты которой обязательно отражены в официальной статистике.

Реклама