Этьен Бурбон — монах-доминиканец, упоминал в своем повествовании «Семь Даров Святого Духа» папессу Иоанну, данные о которой он позаимствовал в хрониках Жана Мейли, тоже доминиканского монаха. Правда, действие датируется там 1100 г. Но эта версия не выдерживает критики: это время начавшихся крестовых походов, самой широкомасштабной авантюры в истории средних веков. Иоанна на месте Папы в то время и при тех обстоятельствах существовать просто не могла. Заметили бы, так как слишком суетились дворы Европы перед крестовыми походами, а Папа был постоянно на виду.
Известный средневековый писатель Боккаччо также не отрицает существования женщины-папы. Иоанна со времен Средневековья и до наших дней становится героиней различных куплетов, сказок, романов и экранизаций. В XVI в. Джон Бейль пишет книгу «Жизнь папессы Иоанны», которая, вроде бы, была подарена царю Руси Ивану Грозному.
«Несторовская летопись» сообщает, что когда князь Владимир обратился к Папе Римскому Иоанну XV с посланием (в 991 г.), то патриарх Константинопольский отправил князю письмо со словами: «недобро иметь отношения с Римом, ибо там баба была Анна папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла…». Позорно, мол, с такими дело иметь. Откуда в Византии такие сведения? Тем более, о событиях, случившихся более ста лет назад? А может, недавно — источники могут в датах и ошибаться. Некоторые свидетельствуют и в пользу X века.
Если такими подробностями располагали в другом государстве, то может, в самом Риме тогда и не скрывали ничего? Конечно, такая наглость, как женщина-папа в открытую, не укладывается в голове. Но, зная, что Понтифики и их окружение редко отличались настоящей святостью и претендовали не только на власть духовную, но и светскую; что в Риме все решалось через связи и интриги; что роскошь, а порой и разврат, не могли рождать добродетель, порядочность и скромность, а рождали алчность, вседозволенность и коррупцию — можно допустить что угодно.
Жила в то время аристократка Морозия, ее еще делательницей пап называли. Ее сын и внук побывали на папском престоле. Может, Иоанна — протеже этой влиятельной дамы, продвигающая ее интересы? Жаль, что летописи и исторические хроники часто далеки от правды. Да и не все они сохранились до наших дней.
Писательница и историк Донна Вульфолк Кросс в своем романе «Папесса Иоанна» представляет события этой легенды как нечто, не подлежащее сомнению. В качестве одного из доказательств автор предлагает задуматься: почему с середины IX в. Крестный ход Папы Римского вдруг перенесли на другой маршрут? По причине осквернения престола скандальной историей с родами. Скептики же успешно парируют, что в этом нет никакой подоплеки, и вообще, старый путь был слишком узкий и его давно хотели поменять. Кстати, имеются сведения, что на месте, где случилась трагедия, потом была построена часовня со статуей женщины с младенцем, впоследствии разрушенная церковниками.
Сторонники реальности персонажа женщины-папы на вопрос, как можно жить среди мужчин и не обнаружить своего пола, говорят, что если бы не беременность, Иоанна так дальше и правила бы католическим миром, так как имела надежных слуг и друзей. Но это, пожалуй, невозможно. Даже не принимая во внимание зов плоти, которому поддалась женщина, как она скрывалась, пока жила еще до избрания при дворе, в котором одни мужчины?
Кто-то из своих обязательно бы проговорился. Из чужих — подсмотрел бы или догадался. Такова человеческая натура: тяжело держать язык за зубами, тем более, когда речь идет о таких пикантных, скандальных подробностях. Шутка ли — нет, не любовные дела, которые как раз-таки случались при папском дворе, к сожалению, а — беременность? Как скрыть девять месяцев плохого самочувствия, изменения во внешности, вкусовых пристрастий и мало ли чего еще, чему подвержены дамы в положении? Такое не скроешь. Значит, все это вымысел?
С другой стороны, как раз живя среди мужчин и реально было скрыть беременность. Откуда им что-то известно про женские дела? Тем более, духовникам?
И почему именно с тех времен — с X в., при выборе Папы Римского ввели формальный обычай устанавливать пол претендента, и даже кресло специальное, с прорезями для понятно чего, соорудили. Эта традиция чрезвычайно насмешила российского императора Петра I.
Но легенда так и остается легендой, если обратить внимание на такой весомый, официально датированный факт: имеются монеты с изображениями императора Священной Римской империи Лотаря из рода Каролингов и Папы Бенедикта III, что не оставляет сомнений в существовании упомянутого Папы. А некоторые монеты с изображением одного Бенедикта, датируются 855 г. — годом кончины Льва IV и, таким образом, начала понтификата Бенедикта. Тут никак не вклинишь два с половиной года правления Иоанна/Иоанны.