Здесь в 991 году был поставлен самый первый храм в северо-восточной Руси — церковь Успения Богородицы из дубовой древесины. Ростовские иерархи были наиболее влиятельными церковными владыками. Здесь находилась архиерейская резиденция, ныне известная как Ростовский кремль.
В кремле на площади Успенского собора есть мастерская. В нее очень приятно заходить. На полках стоят незаурядные произведения гончарного искусства, здесь же мастера дорабатывают глиняные заготовки, чтобы к моменту помещения в печь они были безупречно гладкими, и охотно отвечают на вопросы. Мы попросили, и нам разрешили поработать рядом с мастерами. Глина в первые мгновения немного не слушалась, но сноровка пришла довольно быстро. Теперь можно про несколько горшочков думать, что они из моих рук пошли в мир нести радость людям.
Керамика здесь уникальная — чернолощёная, похожая на чугун. Такая встречалась в Дьяковской культуре III века. В XVII веке была распространена довольно широко, но в Ростове Великом морёные или томлёные изделия были особого качества, за что попали в собрание Русского музея, в то время музея Александра Третьего.
Чтобы получить насыщенный черный цвет с синеватым отливом, изделия обжигали, а затем сутки охлаждали в печи с березовыми поленцами, которые без доступа воздуха начинали сильно чадить. Жерло печи замуровывали, трубу перекрывали, и светлые горшки постепенно обретали свой особый цвет. Черный выглядел сам по себе выразительно и элегантно, а лощение придавало ему высоко ценимый металлический блеск.
По-видимому, берёзу использовали не всегда, в описании процесса изготовления упоминались не только сосновые «смоляки», но и тряпье, навоз, папоротник, от которых шел густой дым. Посуда получалась прочная и водостойкая. Наибольшее количество такой глиняной посуды изготавливалось к еврейскому празднику Песах, или Пейсах.
Для чернолощёных керамических изделий брали готовое глиняное тесто, вытягивали его на ручных или ножных гончарных кругах, полировали еще сырое деревянной циклей, после обжига снова лощили ложкой или циклей до появления блеска, затем томили без доступа кислорода при температуре 800−900 градусов.
Это не окислительный обжиг, при котором получается красная и белая посуда, а восстановительный. Железо восстанавливается из его оксидов: Fе
Для лощеной керамики не требуется ни глазурь (а она дорогая), ни второй обжиг. Прочность резко возрастает. Изделие выглядит одновременно и древним, и суперсовременным.
В отличие от техники Букеро с неравномерным распределением матово-черного цвета, чернолощёные изделия окрашены равномерно. У них металлический блеск и металлический звон. Мне не известно другое место в России, помимо Ростовского кремля, где бы делали настоящую чернолощёную керамику. Кувшины, горшки, подсвечники, пивные кружки, окарины и остроумные игрушки из Ростова Великого могут быть хорошим подарком в силу своей уникальности.
Козье молоко в ростовском глечике по десять дней не скисает. Козу за это благодарить, керамику или холодильник — не знаю.