Что такое Ростовский кремль?

Реклама
Бывший модератор

«Рай!» — восхищенно выдыхает турист, попав на центральный двор Ростовского кремля. И тем сразу отвечает на вопрос заголовка.

Митрополичий сад Ростовского кремля

Что ж, так турист сразу проникает в замысел автора этого архитектурного ансамбля. Под небом голубым, средь бело-розовых стен и крытых серебристым лемехом или луженым железом строений вошедший видит источник прозрачной воды — и райские деревья, яблони, роняющие розоватые лепестки на поверхность вод… Рай земной!

Реклама

Мир остался за стенами — теми самыми, что, по Библии, окружают рай. Стены приглушают городские шумы, останавливают ветер. Мир, покой, красота, аромат трав и цветов…

Создатель ансамбля, ростовский митрополит Иона III (годы правления: 1652−1690), строил свою резиденцию — место жизни и службы для себя и немалого штата, обеспечивавшего управление огромной Ростовской епархией. Счастливое стечение обстоятельств: один человек, и весьма незаурядный, художественно одаренный, стал заказчиком, идеологом, архитектором и художником архитектурного комплекса несказанной красоты.

Реклама

Ростовский архиерейский дом, старый архиерейский двор — так именовался ансамбль в XVII, XVIII, XIX вв. Так он нередко называется сейчас в работах историков и искусствоведов, исследующих древнерусскую архитектуру.

Но с XIX в. ансамбль получил новое название, под которым сейчас известен миллионам, — Ростовский кремль. Кремлем его назвали местные и заезжие любители древностей российских, впечатленные зрелищем приходящих в упадок, но от того еще более величественных зданий.

Ни митрополиты, ни архиепископы давно уже не живут в каменных палатах ансамбля, более двухсот лет назад они перебрались в центр губернии — Ярославль. С конца XVIII в. здания брошенного на произвол судьбы архиерейского двора ветшали. Руины взывали к патриотизму ростовцев, к их ощущению долга перед отеческими гробами.

Реклама

На свершения горожан вдохновляли и суждения нередко оказывавшихся в Ростове знатных путешественников — вельмож, чиновников, архитекторов, писателей: в те времена Россия уже начинала понимать, какое сокровище представляют собой памятники отечественной истории и культуры.

Ростовский кремль — сокровище, это было ясно и гостям города, и хозяевам. Вот хозяева-то, ростовцы, и отвергли возникший в 1-й половине XIX в. проект сноса руин ради строительства важного для известного своей ярмаркой города гостиного двора.

Реклама

В 1860-е гг. ростовский купец Иван Хранилов буквально по миру пошел, собирая пожертвования для ремонта кремля. Предприятие оказалось успешным — на собранные деньги удалось поновить оставленные епархией кремлевские храмы с фресками XVII в. Но недостаточны были эти усилия, приложения сил требовал весь ансамбль.

И в начале 1880-х гг. за дело взялись тоже ростовцы, тоже купцы — Андрей Титов и Иван Шляков. Как и их земляк Хранилов, они не ограничивались в своих интересах погоней за барышом. Целью жизни выбрали они сбор и распространение сведений об истории родного города, а затем — вплоть до мига смерти — восстановление Ростовского кремля, устройство и ежедневное поддержание в нем музея.

Реклама

Занятия краеведением, археографией, коллекционирование памятников старины, издание книг по местной истории способствовали контактам ростовцев с интеллектуалами обеих столиц. В первую очередь — с известным российским историком графом Алексеем Уваровым, одним из основателей Московского археологического общества (МАО), Исторического музея в Москве (ГИМ), с его женой Прасковьей Уваровой, возглавившей МАО после смерти мужа.

Титов и Шляков осознавали: при огромности задач рассчитывать на лепту вдовицы не приходится. Надо было искать людей, готовых финансировать масштабную реставрацию. Эту ношу взвалили на себя ростовцы же, из мещан выбившиеся в купцы первой гильдии Всеволод и Евграф Королевы. Давно уже жившие в Томске, известные там благотворительностью, они с готовностью дали деньги на восстановление Белой палаты Ростовского кремля.

Реклама

Происходившее в Ростове в 1883 г. «возобновление из праха» древнего памятника и устройство в нем музея произвело огромное впечатление на российское общество. Одним из первых в стране маленький уездный город взялся за реставрацию своих древностей. Почин исходил не от государства, не от церкви, не от губернских чиновников — городское сообщество оказалось способно рождать такие высокие инициативы и реализовывать их.

Реклама

28 октября 1883 г. Ростов стал музейным городом — третьим в России городом, создавшим общедоступный музей. Первым в 1866 г. стала губернская Тверь, вторым — Москва с открытым в мае 1883 г. Историческим музеем.

Реставрация Ростовского кремля продолжалась по мере появления все новых и новых жертвователей. А их было немало — жертвовать на реставрацию стало чуть ли не модой.

Городская дума посчитала себя обязанной хоть малой суммой, но поддерживать кремль и музей. Спустя три года музей Ростовского кремля принял под свое покровительство наследник российского престола, будущий царь Николай II, назначив на содержание капитал. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

Реклама

Реставрация конца XIX в., размещение здесь музея обеспечили благополучное существование Ростовского кремля более чем на полвека. Точнее — до 1953 г., когда смерч обезглавил кремлевские храмы, сорвал кровли. Начавшаяся после этой беды реставрация сделала кремль таким, каков он сейчас.

Реклама

Нынешний ансамбль в значительной степени соответствует первоначальному виду. Восстановлена окраска стен — на основе цемянки, розовая разной степени интенсивности, вплоть до почти белой. Реконструирован Митрополичий сад, посажены яблони и на центральном дворе, отражает небеса пруд в окружении этих яблонь. Таким Ростовский кремль придумал и сделал Иона Ростовский: создал рай на земле.

…Но после первого вздоха: «Рай!» турист в Ростовском кремле морщит лоб. И говорит: «Я где-то это видел…». И вспоминает: «Так это здесь снимали „Ивана Васильевича“?!»

Реклама