Зато сегодня я могу с уверенностью сказать, что среди композиторов, писавших детские кинохиты в 1970−80-е годы, лидирующее место (наряду с Шаинским и Рыбниковым) занимает Евгений Крылатов.
Евгений Павлович всегда утверждал, что по натуре он — не воин, а человек ведомый —
Несмотря на свою мегапопулярность в советские времена, Крылатов утверждал, что его композиторская самооценка возросла не так уж давно. И произошло это после того, как он обнаружил в Интернете, что его песни не забыты, что даже молодёжь продолжает их помнить и перепевать.
Об истории самых знаменитых песен Евгения Павловича я и расскажу в своём цикле статей. И начнём мы с мультхитов.
«Колыбельная медведицы» (из м-ф «Умка», 1969)
Как это часто случалось в СССР, всенародно любимый композитор вышел из самой толщи народа. Он родился 23 февраля 1934 года в Пермской области в простой рабочей семье, поэтому музыку мог слышать только из репродуктора. Тем не менее, его мать вспоминала, как, будучи ещё совсем малышом, Женя восторженно размахивал ручонками под звуки льющейся классики. В итоге мальчик окончил местную музыкальную школу, затем — училище, а в 1953 году поступил в Московскую консерваторию.
После её окончания он 10 лет работал при драмтеатре, где писал в основном инструментальную музыку. Евгений Павлович рано осознал, что он, прежде всего, «прикладной» композитор, что ему легче озвучивать какую-то идею или сюжет, нежели писать что-то отвлечённое.
Е. Крылатов:
«Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить „болванку“, „рыбу“, а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредственно».
Наверное, именно поэтому его всегда тянуло в области искусства, связанные с видеорядом. Поначалу попытки предложить свои услуги в кино и на ТВ были безрезультатными. Особенно удивлялись, когда Крылатова представляли «молодым композитором» — «Ему же уже под сорок. Какой же он молодой?».
Решающую роль в судьбе Евгения сыграл его хороший знакомый — композитор Александр Зацепин. К тому времени Зацепин был уже широко известен в мире кино (вспомнить хотя бы песни из фильмов Гайдая о Шурике). Именно он привёл Крылатова на студию «
Нельзя сказать, что режиссёры Владимир Попов и Владимир Пекарь сильно обрадовались — мультик длится всего 10 минут, что там делать двум композиторам? Однако отказать именитому Зацепину не смогли.
Далее Александр Сергеевич делает благородный «ход конём» — и просто исчезает со студии, отдав создание музыки к мультфильму полностью в руки своего протеже. В результате на свет появляется знаменитая «Колыбельная Медведицы» на слова Ю. Яковлева («Ложкой снег мешая ночь идет большая…»), замечательно исполненная Аидой Ведищевой.
Поначалу Крылатов не придаёт песне большого значения (
Сегодня Крылатов также признаёт эту песню «любимицей» из всего им написанного. Ну, а для меня её звучание навсегда осталось неким символом духа советской музыки 1960-х.
«Кабы не было зимы…» (из м-ф «Зима в Простоквашино», 1984)
Благодаря «Колыбельной» Крылатов заработал свой первый музыкальный авторитет. И хотя впоследствии он будет больше знаменит как кинокомпозитор, в анимации у него будет ещё несколько ярких работ — «Что это такое наше лето» (из м-ф «Дед Мороз и лето»), «Я весёлый Огуречик» (из м-ф «Приключения Огуречика») и, конечно же, «Кабы не было зимы» (из м-ф «Зима в Простоквашино»).
Кстати, трилогию про Простоквашино снимал один из режиссёров «Умки» — Владимир Попов. Первоначальный текст «Кабы не было зимы», написанный Юрием Энтиным, содержал на 2 куплета больше, но во имя большей динамики их пришлось сократить.
Е. Крылатов:
«Если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть „более сказочная“, то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть „игрушечная“. Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной — меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок — буквально по секундам».
Забавно, что версия песни, изданная на пластинке, довольно разительно отличалась от той, что звучала в мультфильме — её темп стал медленнее, а в звучании отчётливо стали слышны звуки… цыганочки!
Далеко не все знают, что песню мамы Дяди Фёдора в мультике исполняла певица Валентина Толкунова. С тех пор она не раз пела «Кабы не было зимы» на юбилейных концертах Крылатова, а с его семьёй дружила вплоть до самой смерти в 2010 году.
О первых кинохитах Евгения Павловича я расскажу уже в следующей статье, а пока желаю юбиляру встретить ещё не один свой юбилей! Мы любим и помним Ваши песни!