Название указывает на сильное влияние иудаизма, того же мнения о корнях этой ереси придерживались и православные иерархи-современники. В некоторых словарях жидовствующие даже названы иудейским движением с задачей насаждения на Руси иудаизма! С тем и другим большинство историков не согласны. Хотя в самом начале иудейское влияние вполне возможно. Но почти наверняка ересь впитала многие идеи из Европы. Новгород в 15 в. еще тяготел и к Западу, и к проявлениям политической самостоятельности.
Что касается иудаизма, то все, вроде бы заимствованное из него жидовствующими, есть в Ветхом Завете. Если иудеи и повлияли на что-то в самом начале, то вряд ли речь идет о пресловутом еврейском заговоре, в котором некоторые так любят искать корень всех русских бед! Начать с того, что иудаизм вообще не предполагает миссионерства среди инородцев! И этого уже достаточно…
Что же касается всяких маргиналов от иудаизма, то кто может исключить их влияние? Но тогда речь идет скорее о секте. А секта — она секта и есть! Что в иудаизме, что в любой другой религии…
А рядом еще существовала неизжитая до конца ересь стригольников! Идеи которых, судя по близости взглядов, были знакомы жидовствующим.
Как и стригольничество, ересь жидовствующих возникла в церковной среде. Но если стригольничество началось с протеста против церковной организации, затем отхода от официальной церкви, и лишь отсюда перешли к выработке новых доктрин, то жидовствующие начали с изменений вероучения. В целом их идеи шли в духе протестантизма Европы… и поздних стригольников.
Прежде всего отрицались основополагающие догматы и принципы: божественность Христа (его считали пророком, равным Моисею); учение о Троице; почитание икон; идея моления за умерших (скорее всего считалось, что спасение возможно только личными заслугами. Хотя ниже коснусь другой возможной причины). А заодно монашества! Неясно, что было основным: отрицание самого монашеского пути или то, что молитвы за умерших были главным делом русских монахов. Доходило чуть ли не до отрицания воскресения из мертвых… Хотя мне кажется непонятным, как можно остаться христианином, не веря, по сути, в загробную жизнь. Ведь если отрицались и загробная жизнь, и воскрешение из мертвых, то умирает человек навсегда… А где место посмертному воздаянию? И… не теряет ли тогда смысла и все остальное?
Кстати, и это могло быть причиной отрицания идеи молитв за усопших.
Иногда считают, что жидовствующие отвергали и причастие. Но вероятнее, отвергался не сам обряд причастия, а идея пресуществления хлеба и вина в кровь и тело Христовы в буквальном, а не символическом смысле.
Это возврат к евангельским идеям. Учение нашло массу последователей — причем в отличие от стригольничества, новую ересь поддержали в самых высших слоях общества. Ведь еретики выступали не только за упрощение вероучения и культа. Важнее оказалось другое: неприятие жидовствующими монашества и оппозиция новгородской церковной иерархии. Это нашло отклик в среде московского боярства и лично у великого князя Ивана III. Времена изменились! Не так давно Новгород в основном лишился самостоятельности, но о вольных временах хорошо помнили. Теперь Иван III намеревался завершить дело, за вполне самостоятельную еще новгородскую церковь.
А момент был особый! Близился 1492 г., от сотворения мира 7000. Дата конца света! Это не могло не влиять на умонастроения. И не использоваться ловкими политиками…
Русь бурлила в ожидании второго пришествия Христа. Но до него придет Антихрист… Да ведь уже пришел! Вот оно, сатанинское царство — в Московии! А если так, то борьба с ним — дело не только политическое, но и священное.
Здесь и пригодились Великому князю жидовствующие. Еретики, изучив все доступные тексты, вывели другую дату. Выходило, что конец света состоится еще через 750 лет. Значит, Москва — не царство Антихриста. Это лишало отстаивавших остатки независимости новгородцев мощной идеологической опоры, переводя борьбу в чисто политическую сферу!
Иван III уничтожил остатки самостоятельности Новгорода. Заодно ликвидировав самостоятельность новгородской церкви. Жидовствующие в этом противостоянии оказались, по сути, «пятой колонной» Москвы. Вероятно, уже многие из первых жидовствующих принадлежали к оппозиционной боярству промосковской партии. Большинство их — из черных людей (горожан-налогоплательщиков). Церковная же часть жидовствующих, естественно, не могла не противостоять местному официальному духовенству.
В 1480 г. Иван III посетил Новгород и, заинтересовавшись новым учением, увез двух идеологов ереси. Казнить? Нет! Назначить попами придворных церквей!
Позже Иосиф Волоцкий, не смея объявить царя антихристом, списывал все на колдовство…
Не знаю, насколько преподобный Иосиф разбирался в колдовстве. Но политиком Иван был умелым, дважды использовав еретическое учение в своих целях. Уже в Москве оно вдруг оказалось в самом центре религиозно-политических распрей. Скорее всего, никакого расчета, кроме простого совпадения, здесь не было. Неслучайным же оно выглядит, поскольку общество оказалось к нему готово, живо подхватив идеи еретиков. Да и присоединение к Москве Новгорода удалось только потому, что пришло нужное время.
Время централизации. Как и положено, центральная власть брала под контроль все сферы жизни, ликвидируя «излишние» вольности. Касалось это и церкви как крупнейшего землевладельца. И здесь снова пришлось кстати учение жидовствующих. Точнее, один его аспект: требование нестяжания земных благ.
Так в Москве учение вновь стало идеологическим оружием! Тут его взяло на вооружение боярство. Во главу угла было поставлено отрицание церкви богатой, церкви-землевладельца. Казалось бы, как могли бояре разрушать церковь, надежную опору режима? Их предки веками дарили монастырям земли «на помин души»…
Любая идея приживется, лишь когда общество готово воспринять и реализовать ее. Так, армия и стратегия, подобные наполеоновским, могли возникнуть лишь в то время и в той стране. Точно так же мы видим в Москве 16 в. экономическую и социальную подоплеку для развития учения нестяжателей.
15−16 в. — время становления на Руси самодержавия. А это всегда связано с ликвидацией феодальной или боярской вольницы, прежде всего с ограничением права владеть землей, основой самостоятельности. Угроза лишения вотчин заставила бояр переместить внимание Великого князя на церковь, крупнейшего феодала. А в случае успешного дележа и им перепала бы часть!
Хотя нельзя отрицать, что кто-то искренне принял идеи жидовствующих! Тем более, требование нестяжательности вроде бы касалось только церкви. Да и расправы с еретиками начались до собственно знаменитого противостояния Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. С этого и началось известное противостояние «стяжателей» и «нестяжателей», лидерами которых были Нил Сорский и Иосиф Волоцкий (оба позже признанные святыми!). Еретикам удалось провести в митрополиты своего сторонника Зосиму.
Однако завершилась борьба (по мнению историков, основную роль здесь сыграли интриги сторонников иосифлян) осуждением еретиков на соборах 1490, 1503 и 1504 г., опалой оппозиционеров и казнями некоторых еретиков. А церковь, сохранив значительные привилегии, была вынуждена окончательно признать верховенство светской власти.