«Take a Chance on Me» (1978)Реклама
Замысел очередного хита АББЫ зародился в голове Бьорна Ульвеуса во время… утренней пробежки. Бьорн так любил бормотать себе под нос нечто вроде «тэке-че, тэке-че», что в итоге задумался — а не сделать ли из этой «речёвки» полноценную поп-песню?
Бессмысленное «тэке-че» преватилось в «Take a Chance on Me» и определило остальной текст — «Милый, я все еще свободна. Дай мне шанс…».
В США эта песня не смогла забороть «Dancing Queen» по позициям (она заняла лишь 3-е место), но зато превзошла «Танцующую королеву» по объёму продаж, став самым коммерчески успешным американским синглом АББЫ за всю её карьеру.
Одним из горячих американских поклонников «Take a Chance on Me» оказался сам Джон МаКейн — республиканский претендент на президентский престол. Во время своих предвыборных «боданий» с Обамой он даже хотел сделать эту песню официальным гимном своей компании (название ведь так подходило). Однако АББА (возможно, специально) запросила у политика такую сумму, что тому пришлось отказаться.
«Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» (1979)
АББА вообще довольно неохотно отдавала свою музыку на растерзание чужим исполнителям. Первое официальное разрешение использовать аббовский сэмпл (конкретно, басовую линию из «The Name Of The Game») получила в 1996 году группа FUGEES для своего хита «Rumble in the Jungle».
А в 2005 году, благодаря сэмплу, переживает своё второе рождение другой диско-хит АББЫ «Gimme! Gimme! Gimme!». Виновницей этого выступила Мадонна, которая долгое время окучивала Бенни и Бьорна, умоляя дать ей разрешение использовать броский проигрыш «Gimme» в своей песне «Hung Up». Насколько я помню, обе стороны сошлись на том, что певица обязывалась распространять на своих концертах сборник «ABBA Gold».
Мадонна не прогадала. Сэмпл из АББЫ стал «изюминкой» её песни и подобно вирусу засел во многие головы. Как говорила на одном из шоу Верка Сердючка: «А теперь прозвучит песня Мадонны, которая называется «Та-да-дам, та-да-дам».
Впрочем, моё поколение прекрасно помнило это «та-да-дам» и без всякой Мадонны. Ещё в 1979 году «Gimme! Gimme! Gimme!» — своеобразная мольба одинокой женщине послать ей хоть какого-нибудь мужика на ночь — стала № 3 в Британии и центральной композицией очередного сборника АББЫ «Greatest Hits».
«Super Trouper» (1980)
Обычно название альбому даёт одна из его песен. Но в случае с «Super Trouper» вышло с точностью наоборот.
Я долго считал, что это словосочетание означает что-то вроде «супер-труппа», но оказалось, что так называют самый большой софит, который используют для освещения стадионов или цирковой арены.
А вот песни с таким названием вполне могло и не быть. По чистой случайности в самом конце работы над альбомом Бьорн и Бенни сочинили ещё одну мелодию, на которую (опять по чистой случайности) хорошо легла фраза «супер-трупер». Бьорн этому совпадению не слишком оправдывался, ибо плохо понимал, что можно сочинить, о «каком-то дурацком прожекторе». В итоге, софит стал символом гастрольной жизни группы, о чём и пелось в песне.
Песня вышла очень праздничной и мажорной (особенно умиляли подпевки типа «упа-па, упа-па»), а сингл с ней стал № 1 в Британии.
«Lay All Your Love on Me» (1980)
Обидно, что об истории по-настоящему любимой мною (а значит редкой) песни АББЫ, я знаю не очень много. В «Lay All Your Love on Me» (Отдай мне всю свою любовь) мои уши ублажает всё: и гимнообразный припев, и ритмичный куплет. Не особо смущает даже засилье синтезаторного звука, которым музыканты АББЫ особенно увлеклись на последних альбомах.
Собственно состыковка слишком разнородных по темпу куплета и припева этой песни и стало основной проблемой Бьорна и Бенни во время записи. Выкрутились они блестяще, использовав на стыке эффект голоса, пропущенного через «гармонизатор», когда он как бы рассеивался.
«The Winner Takes It All» (1980)
Знатоки могут заметить, что я нарушаю хронологию выпуска хитов шведского квартета. Да, нарушаю, ибо считаю, что ни одна песня не подходит для эпилога к истории АББЫ лучше, чем «The Winner Takes It All» (Победитель получает всё). Кроме того, что это лучшая из поздних песен группы, она ещё и глубоко символична.
Хотя к началу 1980-х АББА сохраняла творческую монолитность, в личном плане её единство трещало по швам. Первым распался дуэт Бьорна и Агнеты. Ещё в 1976 году, когда вышла «Knowing Me, Knowing You» — первая серьёзная песня о разрыве семейных отношений — Бьорна спрашивали: у вас с Агнетой всё в порядке? На что тот убедительно просил не связывать напрямую лирику песен и жизнь её автора.
Однако через три года подобные вопросы обрели реальную почву. Последней каплей стала ссора по поводу гастрольного тура. Агнета хотела побыть с маленьким ребёнком и отказывалась ехать, а Бьорн, для которого дела группы стояли на первом плане, этого не понимал. В результате в 1979 году после 8 лет семейной жизни пара официально развелась.
Как раз в это время была придумана отличная мелодия, стилизованная под французский шансон. Оставалось придумать текст. И вот, как-то вечерком, Бьорн засел дома с фонограммой песни в одной руке и бутылкой виски в другой. Ему явился образ человека, грустно бродившего по пустому дому, где уже убрана вся мебель, и процесс, как говорится, пошёл. Пошёл он так хорошо, что бутылка опустела прежде, чем Ульвеус закончил текст.
Бьорн Ульвеус:
«Я был пьян, и стихи сложились в моей голове в течение часа. Обычно в таких случаях то, что кажется прекрасным сегодня, на следующий день оказывается ужасным. Но на этот раз все было иначе.
…Не забывайте, что это поп-музыка, а стало быть, даже самые трогательные слова нельзя воспринимать буквально. Что-то действительно отражает наши личные взаимоотношения, но… это вовсе не означает, что песня „Победитель получает всё“ является автобиографической — ни я, ни Агнета не были победителями в нашем разводе».
Текст казался Бьорну таким замечательным, что он, чуть было, не решил исполнить его сам. К счастью, этого не случилось и основной вокал отдали… конечно же, Агнете (кроме того, ей всегда удавались «жалостливые» песни). Сама певица до сих пор считает «The Winner Takes It All» лучшей песней АББЫ, а также лучшей своей вокальной работой.
Тему песни развивал и видеоклип, где Агнета напоминала не привычную улыбчивую поп-диву, а несчастную усталую женщину, которая явно не вписывается в радостную веселящуюся троицу остальных участников.
Кстати, поначалу музыка «The Winner…» была слишком ритмичной и жёсткой, но в итоге музыкантам удалось найти подходящее звучание. Несмотря на две простые мелодические линии «The Winner…» не создаёт ощущение однообразия. И ещё. Несмотря на грустный текст, она всё равно звучит не депрессивно, а даже как-то светло. И в этом вся АББА.
Слушатели оценили песню по достоинству. Она стала № 1 в Британии, № 8 в США. Она же победит и в опросе британского канала «Chanel Five», которая присудит ей титул «лучшей песней о расставании».
В 1982 году история АББЫ как группы, закончится, хотя они ещё успеют выпустить альбом «The Visitors» (1981) — возможно, самый лучший в их творчестве. Расстанутся Бенни и Фрида, и с этих пор даже увидеть всю четвёрку вместе становится проблематичным.
На этом я заканчиваю свой цикл статей об АББА (сразу отвечаю на вопрос — про песню «Happy New Year» я уже писал). Ну, а всех пытливых и любознательных приглашаю заглянуть в первый комментарий к этой статье и насладиться непосредственно песнями квартета и каверами на них.
Предыдущие статьи:
1) Как «поражение» обернулось победой?
2) Как группа ABBA воскликнула «Мама мия!» и записала песню о мексиканском революционере?
3) Как группа ABBA создала хиты про танцы и деньги?