Как «поражение» обернулось победой? Ко дню рождения Бенни Андерссона

Реклама
Грандмастер

Стоит сразу признаться, что к творчеству группы ABBA я испытывал в юности стойкую неприязнь. Для меня они были ярким олицетворением эстрадной слащавости и приглаженности — одним словом, попсовости. Я называл их песни «диско для девочек» и цинично шутил: «Какая баба не любит АББУ?»

Нельзя сказать, что с годами моя неприязнь к ABBA сменилась любовью. Скорее, моё новое отношение к группе можно назвать уважением и осознанием того, что своё место на пьедестале поп-музыки этот шведский коллектив занимает более чем заслужено. Вне зависимости от вкусов, я всегда ценил ярких мелодистов, а в этом отношении ABBA были явно на высоте. Их мелодии отличались разнообразием, изысканностью и цепко въедались в память на всю жизнь. Кроме того, и песни, и имидж ABBA навсегда останутся для меня своеобразным ностальгическим эталоном эпохи 1970-х.

Показательно, что многие рок-музыканты — от Джона Леннона до Боно из U2 — относились к творчеству группы более чем благосклонно. А однажды в аэропорту к вокалисткам группы — Агнете и Фриде — подкатил в зюзю пьяный панк из SEX PISTOLS по имени Сид Вишес, чтобы уважительно «поручкаться» со шведскими барышнями, чем тех несказанно удивил (и, наверное, испугал).

Реклама

Даже ветер времени не смог выветрить популярность этой группы. Напротив. Спустя 10 лет после её распада сборник «ABBA Gold» (1992) разошёлся тиражом 20 млн. экземпляров — ни один предыдущий диск группы не продавался так хорошо. А в преддверии Миллениума подмостки театров потряс основанный на песнях ABBA мюзикл «Мама мия!», триумфальное шествие которого по миру достигло пика в 2008 году, когда на экраны вышел одноименный фильм с Мерил Стрип и Амандой Сэйфрид.

Выбрать из творчества ABBA хиты, о которых стоит рассказать — задача непростая. Хитов этих масса, поэтому не судите строго, если что-то я обойду стороной.

«Waterloo» (1974)

Впрочем, с первым хитом долго думать не приходится. Это, конечно, песня «Waterloo». Может, она и не лучшая в творчестве АББЫ, но уж точно самая судьбоносная.

Реклама

В начале 1970-х шведская поп-музыка считалась глубоко провинциальной. Попытки шведских исполнителей выйти на мировой музыкальный рынок (даже с англоязычными песнями) были сравнимы с подвигами Геракла. Единственной «открытой» площадкой для рекламы своего творчества в те времена был конкурс «Евровидение».

В 1972 году будущие «гераклы» шведской поп-музыки уже были укомплектованы в великолепную четвёрку. Надо сказать, что комплектация вышла более чем удачной, ведь группу объединяли не только творческие, но и личные отношения. Главными композиторами были мужчины — Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, а голосами и «лицом» стали их «половинки» — Анни-Фрид (Фрида) Лингстад и Агнета Фельтског. Не стоит забывать и о продюсере коллектива — Стиге Андерссоне, который не только продюсировал, но ещё и непосредственно участвовал в создании песен.

Реклама

Наша четвёрка стремилась попасть на «Евровидение» не первый раз, но всё никак не могли пройти отборочный тур. Перед конкурсом 1974 года они попробовали ещё раз. Чтобы как-то выделиться из потока однообразных респектабельных баллад, группа решила написать ритмичную радостную песню. Музыкой занимались Бьорн и Бенни, а создание текста взял на себя продюсер.

По мнению Стига, ключевое слово песни должно было идеально ложиться на мелодию, содержать три слога и быть интернационально понятным. Первое, что пришло в голову, звучало как «Honey Pie» (Медовый пирог), и продюсер долго копался в кулинарных книгах жены, пытаясь выяснить, что же это такое.

Однако вскоре он нашёл более подходящее и известное слово — «Waterloo». Именно в битве под этим бельгийским городом войска Наполеона Бонапарта были разбиты окончательно, и с тех пор слово «Ватерлоо» стало синонимом «поражения». Это переносное значение и было использовано в тексте песни, где речь шла от лица девушки, которая «капитулирует» перед любовью парня.

Реклама

Правда, нашёлся шведский репортёр-недоумок, который не удосужился вслушаться в текст и заявил, что «вы записали песню о том, как, говоря цинично, погибло 40 тысяч людей».

«Waterloo» была записана в декабре 1973 года и победила на предварительном отборе в Швеции.

Ещё в процессе подготовки к конкурсу группу посещали сомнения — не слишком ли «роковую» песню они выбрали для «Евровидения»? Они даже хотели заменить её более традиционной балладой «Hasta Manana», но к счастью, одумались.

В результате премьера «Waterloo» на «Евровидении», проходившем в британском городе Брайтон, произвела настоящий фурор. Посреди «медляков» и официозных вечерних платьев на сцене возникли жизнерадостные молодые люди в лучших традициях «глэм-рокового» стиля — яркие переливающиеся костюмы, клеша, туфли на высоченной платформе. Даже дирижёр струнной секции, и тот был наряжен в костюм Наполеона!

Реклама

Имидж АББЫ был настолько непривычным, что охрана сцены однажды не поверила, что эти два разряженных «клоуна» — призёры приличного конкурса. «Куда вы прётесь, тупые шведы!» — рычали охранники. Прорвался лишь Бении, поэтому получать приз и повторно исполнить «Waterloo» группе пришлось без Бьорна.

ABBA всегда считали именно Британию, а не Америку «штаб-квартирой поп-музыки», поэтому безумно обрадовались, что их песня-победительница тут же возглавила британские чарты (в США она стала № 6).

А в 2005 году, когда «Евровидение» праздновало своё 50-летие, «Waterloo» была признана лучшей песней за всю свою историю. И немудрено — много ли вы можете вспомнить участников этого конкурса, чья слава не ограничилась одним хитом-призёром?

Реклама

Тогда — в 1974 году — АББА тоже прекрасно понимала, что может остаться группой «одной песни». Прошло больше года, прежде чем удалось доказать, что это не так.

«SOS» (1975)

Следующей заметной песней группы стала «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do» — слишком эстрадная, вальяжная, слащавая и поэтому мною страстно нелюбимая. В Британии она заняла лишь 38-е место, зато имела большой успех в других странах. Именно благодаря «I Do…» в Австралии началась настоящая «АББА-мания», ничуть не уступавшая по накалу «битломании».

Но эталонный стиль АББЫ выкристаллизовался в другой песне. Написана она была той же троицей — Бенни с Бьорном (композиторы) плюс Стиг — мастер придумывать для песен эффектные и интернациональные названия. Текст «SOS» особой глубиной не отличался, но зато мольбу влюблённой девушки о помощи Агнета передала очень трогательно и убедительно. В этой песне уже были все составляющие классического АББА-стиля — сложные аранжировки вместе с запоминающимися красивыми мелодиями, контрасты и перепады звучания, некая интеллигентность исполнения и слаженное хоровое пение.

Реклама

Добиться последнего Агнете и Фриде с их сопрано и меццо-сопрано было, ох, как нелегко. Девушки вспоминали, как мужья довели их бесконечными дублями во время записи этой песни до настоящего изнеможения.

Несмотря на то что «SOS» был явным шедевром, музыканты повели себя осторожно и сначала поместили песню на вторую сторону сингла (на первой был трэк «So Long», более похожий по звучанию на «Waterloo»). Однако слушатели полюбили именно вторую сторону, и на очередном сингле песне отвели уже ведущую роль.

Теперь уже всем стало ясно, что группа из Швеции не однодневка и имеет большие перспективы в мировой поп-музыке. «SOS» стала вторым хитом АББЫ, вошедшим в Британский ТОП-10, став № 6.

Реклама

Эту песню очень любил Джон Леннон (как тут не вспомнить и его хит с криком о помощи «Help»). Пит Таусенд из THE WHO вспоминал, как во время гастролей ехал в австралийском такси и услышал по радио «SOS», показавшейся ему тогда настоящим «бальзамом на душу». Ну, а главный композитор SEX PISTOLS Глен Мэтлок даже утверждал, что почерпнул из этой песни гитарный рифф для своей композиции «Pretty Vacant».

Но окончательно АББА «добьёт» слушателей в следующем 1976 году. Об этом — в следующий раз.

Реклама