По мере развития и расширения церковь, что естественно, стала набирать самостоятельность. Пусть не на уровне официальной церковной политики, но отдельные деятели церкви прямо критиковали действия князей, не соответствующие на их взгляд христианским принципам.
Кстати, нравственные принципы — одна из двух угрожающих официальной власти «мин замедленного действия», заложенных в христианстве изначально. Другая «мина» — разграничение светского и духовного начал («богу богово, а кесарю кесарево»), да еще и признание примата духовного начала. Она сработала позже, когда окрепшая церковь ощутила свою силу. Тут и стали звучать идеи относительно равенства церковной власти и светской, и даже превосходства первой.
Сближаясь с царской властью, иерархи (что вполне резонно) стали активно участвовать в политической жизни, даже брать на себя часть функций светских властей. Наверное, всерьез эта традиция началась с Сильвестра, бывшего в начале карьеры духовником Ивана IV. Итог был довольно печален, дело закончилось обвинениями в «злоупотреблениях властью» и опалой. А ведь это симптоматично! Здесь деятельность отдельного человека отчасти отражает то же, что происходило с церковью в целом. Стоило ей обрести немного большую самостоятельность, приблизиться к светской власти, как она начинала претендовать на все большее влияние на государственные дела.
Но русские государи не спешили делить власть ни с кем, в том числе с духовными лицами. Закономерным исключением оказался патриарх Филарет, бывший соправителем и по совместительству отцом Михаила Романова. Уже следующий царь, Алексей, не потерпел чрезмерных претензий патриарха Никона. А Петр I уже вовсе не церемонился с церковью, лишив ее главных привилегий.
Но приведенная причина «наездов» московских государей на церковь не единственная. Наступление на церковь началось куда раньше, просто оно было не столь радикальным, как при Петре. Основная причина — церковные богатства и земельные владения. Ведь церковь традиционно, обладая немалыми землями, не платила податей! Естественно, правителям хотелось использовать эти средства с большей пользой для государства. Попросту, забрать себе для использования, например, раздать служилым людям в награду.
Кстати, значительная часть угодий традиционно доставалась монастырям в качестве пожертвований богатых землевладельцев. Так сказать, в качестве платы за спасение души. Выводилась из «полезного» использования; дробились и уменьшались вотчины. С материальной точки зрения, русская церковь (хотя скорее ее иерархи и монастыри) несколько веков накапливала богатства, используемые в основном для собственных нужд. Ограничивать имущественные права церкви начал уже Василий III, запретив монастырям приобретать земли без разрешения великого князя. Иван IV подтвердил этот указ. Под его руководством прошел Стоглавый собор, где царь ставил ряд вопросов, в том числе касающихся и церковного уклада, и взаимоотношений общества и церкви.