Как воспринимали свою миссию Российские государи? Часть 2

Реклама
Грандмастер

Итак, в Византии (а значит, и на Руси) идеи государства и Православия неотделимы друг от друга. Это ключевой момент! И византийский кесарь, и русский царь считали себя если не прямыми главами церкви, то ее верховными защитниками. Православный царь не просто поставлен править «от бога», но и сам несет важнейшую религиозную, сакральную функцию. Несет ее и вся страна!

От Византии Русь унаследовала мистицизм и, конечно, идею ожидания второго пришествия Христа. Разумеется, состояться оно должно на территории истинно христианской страны… А на тот момент единственной (или наиболее мощной) «истинно христианской» (читай, православной) страной почитала себя Русь. Вот и еще одна, немаловажная, причина принятия титулования кесаря, назревавшего довольно давно. (Царем, хотя и не официально, называли отца Ивана IV, Василия III.)

Есть достаточно обоснованная версия, что разделение русской земли Иваном IV на опричнину и земщину несло кроме политического и сакральный смысл. Для эсхатологически настроенного царя опричнина была средством борьбы светлых, христианских сил, «воинства Христова» со «злыми силами» в ожидании грядущего конца света. Опричные земли должны были стать оплотом воинства Христова в грядущей войне с воинством антихриста. Иван Грозный боролся с теми, кого считал не просто помехой в политических делах, а злом.

Реклама

Заодно это назидательно действовало на население, страхом отвращая от греховных поступков. А если кто пострадает безвинно, так это даже лучше. Ведь он получит награду на небесах! И эта безумная, на наш взгляд, идея тоже воспринята из Византии. К тому же мученики — это ведь молельники и заступники за живых… Следовательно, говорить о безумии Ивана Грозного не приходится. Он действовал, исходя из своей картины мира, а она вполне укладывалась в рамки тогдашних представлений. В первую очередь — религиозных, составлявших важнейшую часть картины мира подавляющего большинства населения Европы.

Иван IV как православный царь и помазанник Божий ясно осознавал эту свою миссию. Осознавал и всю ее тяжесть, и причиняемое при ее осуществлении неизбежное зло. Об этом ясно свидетельствует существование синодика с перечислением жертв его правления для их поминовения.

Реклама

Был и еще один фактор. Принятие титула «царь» связывалось с главенством на бывшей ордынской территории. Раньше царем на Руси именовали хана Золотой орды — легитимного (что во все времена признавали русские князья!) правителя огромной территории. Теперь наибольшей и самой мощной ее частью, включившей значительную часть бывшей империи, оказалось Московское государство. И главенство Ивана IV, судя по всему, воспринималось как должное в остальных частях бывшей орды…

Впрочем, много ли их оставалось? То же Казанское ханство задолго до присоединения к Москве находилось под ее сильнейшим влиянием. При Иване IV присоединили, помимо Казанского, Астраханское и Сибирское ханства. По сути, Московское княжество почти восстановило территориальную целостность Золотой Орды! Что вполне придавало вес новому статусу московского государя.

Пожалуй, второй пик пришелся на 19 в., когда формулируются идеи панславизма и, по сути, нового объединения православных государств под покровительством и верховенством России.

Реклама