Как воспринимали свою миссию Российские государи? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Не секрет, что Россия — родина всего. И собственная гордость присуща была не только советским людям. Создается даже впечатление, что эту «собственную гордость» советские люди унаследовали от прежних времен и благополучно передали потомкам. Недаром ведь именно в России возникали идеи об особом историческом пути! Наверное, дыма совсем без огня все же не бывает…

Политическое и экономическое развитие Руси всегда шло несколько иначе, чем Европы. Начиная с известного нам Древнерусского государства, верховная власть на Руси была сосредоточена в руках одного рода, одной династии — Рюриковичей. Князья этой династии благополучно правили на протяжении сотен лет, в течение которых представители иных родов на власть претендовать не могли. Это сыграло немаловажную роль в формировании психологии русских князей.

В отличие от Европы, где королевские роды менялись, на Руси никто кроме представителей княжеских родов и не думал претендовать на верховную власть. Во времена поздней Московской Руси уже имелся фактически единоличный правитель — и все остальные, холопы Великого князя. Имеются в виду не холопы по социальному статусу как лично несвободные, а «холопы» по отношению к недосягаемому уровню Великого князя. Как тут не возникнуть идее самодержавной власти?

Реклама

Кстати, само название «холоп твой» при обращении к государю было официально отменено лишь Петром I…

Важнейший фактор в становлении русского самодержавия — активные контакты с Византией, от которой русское государство переняло очень многое. Огромное культурное влияние, религию и, пожалуй, главное — взгляд на саму государственность. А также на то, что есть правитель и в каких отношениях он находится с подданными, со страной вообще.

Отношение это сформировалось, естественно, не сразу, достигнув пика в 15−16 в., ко временам последних Рюриковичей. Затем смена династии создала немалые сложности. Сам статус Романовых как царей поначалу был довольно сомнительным. Но нас интересует самое начало становления царской, самодержавной власти.

Реклама

Царь на Руси — это не просто владелец и управляющий страной. Это нечто большее, и наименование «помазанник божий» здесь не просто метафора. Ярчайший пример тому — Иван IV Грозный, глубоко осознававший эту свою миссию. Для понимания его деятельности чрезвычайно важна религиозная подоплека. Не простой формальностью было и принятие им царского титула. Почему, кстати, русские правители, в отличие от европейских, называются царями? Казалось бы, в соседних «цивилизованных» странах короли! И раз уж ты самодержец, не все ли равно? Но разница есть, и огромная!

Король — титул, относящийся к европейской, к тому же католической традиции. К слову, на Руси была королевская династия. Князь Галича Даниил, поддерживавший активные контакты с Западом уже в силу географического положения своего княжества, получил и передал потомкам королевский титул. Но их династия пресеклась в 14 веке, да и политические интересы самого Даниила были связаны скорее с Европой, чем с Русью. Вообще же основным партнером и образцом для Руси была Византия. Оттуда мы восприняли и идеи устроения государства,

Реклама
в т. ч. взаимоотношений светской власти и церкви, что особенно важно для времен, когда влияние религии на умы людей было определяющим.

«Царь» — русское прочтение слова «цезарь». Имеются в виду, разумеется, римские цезари (кесари), от которых правители Руси выводили свою линию преемственности. Уже упомянутый Иван IV в переписке с европейскими «коллегами"-монархами называет себя потомком кесарей — и никоим образом не в метафорическом смысле. В том же письме царь прямо указывает на низкое происхождение адресата в сравнении с собственным, «от Августа Кесаря». В дипломатической переписке шутить не принято. И Европа, заметим, терпела…

Под кесарями Иван IV имел в виду римских императоров. Версия о таком происхождении Ивана Васильевича существует, но она весьма сомнительна. Характерно, что в обосновании своих притязаний Иван IV совершенно не апеллирует к гораздо более позднему, но зато уж бесспорному, родству — с византийскими императорами. Иван III, дед Грозного, был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, и Иван Грозный — ее родной внук. Так что князья, положившие начало русскому самодержавию, все-таки имели непосредственное отношение к кесарям. (Подчеркнем, что ранее великие князья не были самодержцами).

Реклама

Учтем культурное влияние Византии на Русь и заложенную в Православии непосредственную связь царской и духовной власти (очень удобная для правителей концепция!). Вспомним и о множестве греческих священников-книжников, принесших с собой византийскую идеологию православного, религиозного в своей основе, царства. Наконец, так сложилось исторически, что по мере ослабления Византии мощь Русского государства, напротив, росла. Неудивительно, что русские считали себя преемниками Византии! А заодно потомками и наследниками римских императоров (каковыми были и императоры Византии). Дело довершается присоединением Византии к Флорентийской унии, разрушением Константинополя в 1204 г. и окончательным падением империи в 1453 г.

А на Руси живут и правят самые настоящие потомки императоров! Есть версия, что идея «Москва — Третий Рим» была сформулирована в конце 15 — начале 16 в., именно в эпоху позднего Московского княжества. Ведь Византия к тому времени «отошла» от Православия, а затем вовсе исчезла как государство.

Реклама