Политическое и экономическое развитие Руси всегда шло несколько иначе, чем Европы. Начиная с известного нам Древнерусского государства, верховная власть на Руси была сосредоточена в руках одного рода, одной династии — Рюриковичей. Князья этой династии благополучно правили на протяжении сотен лет, в течение которых представители иных родов на власть претендовать не могли. Это сыграло немаловажную роль в формировании психологии русских князей.
В отличие от Европы, где королевские роды менялись, на Руси никто кроме представителей княжеских родов и не думал претендовать на верховную власть. Во времена поздней Московской Руси уже имелся фактически единоличный правитель — и все остальные, холопы Великого князя. Имеются в виду не холопы по социальному статусу как лично несвободные, а «холопы» по отношению к недосягаемому уровню Великого князя. Как тут не возникнуть идее самодержавной власти?
Кстати, само название «холоп твой» при обращении к государю было официально отменено лишь Петром I…
Важнейший фактор в становлении русского самодержавия — активные контакты с Византией, от которой русское государство переняло очень многое. Огромное культурное влияние, религию и, пожалуй, главное — взгляд на саму государственность. А также на то, что есть правитель и в каких отношениях он находится с подданными, со страной вообще.
Отношение это сформировалось, естественно, не сразу, достигнув пика в 15−16 в., ко временам последних Рюриковичей. Затем смена династии создала немалые сложности. Сам статус Романовых как царей поначалу был довольно сомнительным. Но нас интересует самое начало становления царской, самодержавной власти.
Царь на Руси — это не просто владелец и управляющий страной. Это нечто большее, и наименование «помазанник божий» здесь не просто метафора. Ярчайший пример тому — Иван IV Грозный, глубоко осознававший эту свою миссию. Для понимания его деятельности чрезвычайно важна религиозная подоплека. Не простой формальностью было и принятие им царского титула. Почему, кстати, русские правители, в отличие от европейских, называются царями? Казалось бы, в соседних «цивилизованных» странах короли! И раз уж ты самодержец, не все ли равно? Но разница есть, и огромная!
Король — титул, относящийся к европейской, к тому же католической традиции. К слову, на Руси была королевская династия. Князь Галича Даниил, поддерживавший активные контакты с Западом уже в силу географического положения своего княжества, получил и передал потомкам королевский титул. Но их династия пресеклась в 14 веке, да и политические интересы самого Даниила были связаны скорее с Европой, чем с Русью. Вообще же основным партнером и образцом для Руси была Византия. Оттуда мы восприняли и идеи устроения государства,
«Царь» — русское прочтение слова «цезарь». Имеются в виду, разумеется, римские цезари (кесари), от которых правители Руси выводили свою линию преемственности. Уже упомянутый Иван IV в переписке с европейскими «коллегами"-монархами называет себя потомком кесарей — и никоим образом не в метафорическом смысле. В том же письме царь прямо указывает на низкое происхождение адресата в сравнении с собственным, «от Августа Кесаря». В дипломатической переписке шутить не принято. И Европа, заметим, терпела…
Под кесарями Иван IV имел в виду римских императоров. Версия о таком происхождении Ивана Васильевича существует, но она весьма сомнительна. Характерно, что в обосновании своих притязаний Иван IV совершенно не апеллирует к гораздо более позднему, но зато уж бесспорному, родству — с византийскими императорами. Иван III, дед Грозного, был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, и Иван Грозный — ее родной внук. Так что князья, положившие начало русскому самодержавию, все-таки имели непосредственное отношение к кесарям. (Подчеркнем, что ранее великие князья не были самодержцами).
Учтем культурное влияние Византии на Русь и заложенную в Православии непосредственную связь царской и духовной власти (очень удобная для правителей концепция!). Вспомним и о множестве греческих священников-книжников, принесших с собой византийскую идеологию православного, религиозного в своей основе, царства. Наконец, так сложилось исторически, что по мере ослабления Византии мощь Русского государства, напротив, росла. Неудивительно, что русские считали себя преемниками Византии! А заодно потомками и наследниками римских императоров (каковыми были и императоры Византии). Дело довершается присоединением Византии к Флорентийской унии, разрушением Константинополя в 1204 г. и окончательным падением империи в 1453 г.
А на Руси живут и правят самые настоящие потомки императоров! Есть версия, что идея «Москва — Третий Рим» была сформулирована в конце 15 — начале 16 в., именно в эпоху позднего Московского княжества. Ведь Византия к тому времени «отошла» от Православия, а затем вовсе исчезла как государство.