В музее «Ростовский кремль» связь ансамбля с фильмом обыгрывают: туристы одеваются в царско-боярские костюмы и фотографируются на крыльце Красной палаты. Музей предлагает игру по мотивам фильма. Этой зимой в кремле проездом оказался Леонид Куравлев. Двигаясь в окружении телекамер, артист попал в компанию участников игры — и подыграл им. Импровизация с обменом фразами из фильма имела огромный успех и у участников игры, и у случайных зрителей.
Этот фильм не был ни первым, ни единственным для Ростова. Город, кремль давно освоены киношниками. За натурой — Древней Русью ли, глухой ли провинцией — они привычно едут в Ростов.
Кинобиография маленького районного города, началась, пожалуй, снятым в 1937 г. фильмом
Следующий «ростовский» фильм — «Коммунист» (1957). Кремля в фильме нет. Фигурирует другой памятник истории и культуры: не существующий ныне, разрушенный в постсоветское время железнодорожный вокзал — чудное строеньице в стиле модерн, вместительный и уютный. Помниться фильм может, помимо прочего, еще и тем, что им да «Лебединым озером» радовало нас телевидение в дни траура по усопшим генсекам.
В 1965 г. вышел фильм «Тридцать три». Окрестности кремля стали городом Верхние Ямки, торгующий ныне сувенирами дом ремесел на Подозерке — жильем Ивана Сергеевича Травкина (Евгений Леонов). Сам кремль был фоном и для похода героя к стоматологу, и для кортежа, движущегося к дому Травкина, и для тихого возвращения героя домой.
В 1967 г. «ростовский» сюжет видим в фильме «Семь нот в вышине». Фильм документальный, я бы его не упомянула, если бы не одна деталь. Именно он впервые актуализирует ростовские колокольные звоны. И тем самым вносит их и звонницу в арсенал кинематографистов.
В 1968 г. выходят «Братья Карамазовы». Последний фильм Ивана Пырьева — он успел подготовить съемки, провести их — выбрав Ростов, его кремль и Гостиный двор как место, где происходит действие. После смерти мастера монтаж закончили друзья и ученики. Фильм стал культовым, был номинирован на «Оскар», призом «Жемчужина» удостоила его Японская ассоциация кинолюбителей.
В 1969 г. в фильме «Семь стариков и одна девушка» на соборной звоннице Ростова оказывается… Фантомас. Персонаж этот тогда совершал победоносное шествие по СССР, потому приснился одному из героев фильма путешествующим по озеру в подлодке, а затем — бегущим по соборной ограде и качающимся на языке колокола «Сысой».
В том же 1969 г. оказался Ростовский кремль в детской сказке «Веселое волшебство».
1971 год в кинобиографию кремля принес два эпизода. В фильме «Держись за облака» кремль оказался фоном для ряда виселиц. Фильм не имел успеха, не спасло его участие Гунара Цилинского, Андрея Миронова, Василия Шукшина.
Второй фильм — «Человек с другой стороны». На пароме по озеру плывет с молодой женой инженер Крымов (
В 1972 г. видим Ростовский кремль в «Руслане и Людмиле», снятый никак не меньше, чем в последовавшем на экраны год спустя «Иване Васильевиче».
В комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Андрей Миронов с компанией мчится в красном «Москвиче» мимо кремля.
В 1978 г. кремль попал в ленту «Мой ласковый и нежный зверь». Герои едут в коляске мимо стены, ограждающей Митрополичий сад Ростовского кремля, фоном проскальзывают панорамы и детали других зданий, гладь озера Неро.
В том же году в Ростове снимали «Трактир на Пятницкой»
В 1982 г. вышел фильм «Слезы капали». Снова Данелия снимает в Ростове Леонова, на сей раз герой последнего бредет по озеру, собравшись утопиться.
В 1986 г. с Ростовским кремлем оказываются связаны два фильма. В «Борисе Годунове» герои время от времени выходят на крыльцо Красной палаты. «Конец операции „Резидент“» показывает кремль сначала фрагментом в окне сберкассы, затем, когда шпион, получив деньги, выходит на улицу, — панорамой. Эта сберкасса с ее очередями и сейчас на том же месте…
В 1987 г. снимается в Ростове «Бесконечность». Фильм вышел лишь в 1991 г., Марлен Хуциев назвал его лучшей своей работой. Герой, вырвавшись из столицы, отправляется в город молодости своей. И составлен этот город из Ростова и Рыбинска. Те задворки, по которым идет герой Владислава Пильникова, над которыми сияет пятиглавие ростовского Успенского собора, — они и сейчас таковы, как в фильме.
1990 год — в «Царской охоте» возки выкатывают меж западной стеной Ростовского кремля и аркадой Гостиного двора…
В 1995 г. в китайском фильме «Красная вишня» кремль снят обильно. И внутри, и снаружи. Притом непривычно: в качестве концлагеря.
Фильм «Полицейские и воры» (1997) обошелся без кремля — Яковлевский монастырь был фоном для приключений Вячеслава Невинного и Геннадия Хазанова.
Список этот не полный, конечно. XXI век уже принес в перечень фильмы «Марш-бросок» (2003), сериалы «Котовский» (2009), «Раскол» (2011). Недавно прошли съемки сериалов «Романовы», «Счастливое детство», на днях наезжает еще одна съемочная группа.
Такое плотное общение города с киношниками рождает особое отношение у местных жителей к этому виду искусства. Они видят не только конечный продукт работы кинематографистов, но наблюдают съемки, постигают технологию.
В семейных архивах ростовцев среди прочих фоток — множество снимков с эпизодами съемок. Хоть «Иван Васильевич», хоть «Раскол» — ростовские или участвуют в массовках, или проходят мимо с фотоаппаратом наготове — и видят: «О! Снимается кино!»