Всего лишь два-три поколения до нас совершенно обычным делом было в одно прекрасное утро узнать, что человек, с которым мы встречались каждый день и которого знали с наилучшей стороны, арестован как опасный
Как же так? Всё это время, здороваясь с нами, мило улыбаясь и шутя, угощая нас конфетами, в то же самое время втайне он занимался страшными делами, готовил немыслимые злодеяния — взрыв военного завода или убийство народного комиссара?! Конечно, подобные слухи соответствовали атмосфере истерии, нагнетавшейся тогда в массах, но порой — и достаточно нередко — имели под собой почву.
Интересен разговор школьников из книжки «Алые перья стрел». Сидя за дополнительными заданиями, на которые их оставила после уроков учительница-немка, они от обиды перемывали ей кости. Один из мальчишек высказался, что, возможно, она вражеская шпионка. На робкое возражение товарища, что их старенькая добрая Адель Францевна вовсе не похожа на шпионку, он сердито сказал: «Ты дурак! Если бы шпионы были похожи на шпионов — их бы сразу всех переловили!»
Что и говорить, в телефильме «Мы везём с собой кота», когда арестовали самую добрую нянечку в туберкулёзной больнице, которую любили все дети, и прошёл слух, что она якобы шпионка, — это никого не удивило! Здесь мы можем сделать первый вывод — шпион с виду вовсе не похож на злодея, кажется добрым, симпатичным, в общем — белым, пушистым и совершенно безвредным.
Различные государства нередко засылали в нашу страну тайных агентов своих разведок, а также внедряли резидентов в те круги, где их было крайне трудно обнаружить, а сами они вместе с тем имели возможность собирать информацию и передавать её связным. Резидент имел надёжную легенду, абсолютно чистый паспорт. Как правило, по месту жительства и работы его знали не один десяток лет, причём как исключительно приятного человека. Сам он прекрасно был осведомлён о делах всех своих знакомых, сослуживцев и соседей, что было для него полезно.
Зоя Александровна Воскресенская, имевшая большой опыт работы в разведке, на страницах своего романа «Девочка в бурном море» поведала нам историю «дедушки Питера» — искусного часового мастера, всю жизнь прожившего в приморском шотландском городке. Он был любимцем всех жителей городка, его знали все моряки, которым он недорого, но отменно чинил часы. Также он часто давал приют загулявшим матросам и ссужал им деньги в долг, не особо настойчиво напоминая о возврате. За долгие годы он собрал всю информацию о проходах через заграждения к военно-морской базе в Скапа-Флоу и как-то средь бела дня устремился на берег моря, где его уже поджидала германская подлодка. Напоследок он успел уничтожить свою уникальную коллекцию часов — в маленьком городке его ничто уже больше не держало. Затем подлодка подошла прямо к базе и с лёгкостью уничтожила её.
Представляете, как легко проглядеть опасного врага прямо у себя под носом?
В фантастической повести Аркадия Адамова «Тайна двух океанов» вредитель-диверсант оказался прямо в экипаже новейшей секретной советской подлодки. Причём он занимал там должность техника-радиста, что облегчало его задачу. Несмотря на то, что он допустил несколько косяков (например, засветил при очередной подводной вылазке свой шпионский инвентарь), заподозрили его слишком поздно, а обнаружили, когда вообще уже ничего нельзя было сделать. Ему удалось взорвать двигатель подлодки, и не погибла она лишь потому, что имела большой запас прочности. А ремонт её под водой был большим подвигом экипажа. Также шпиону удалось вернуться и убить одного из членов экипажа (он вскрыл под водой его скафандр и тот был буквально разрезан хлынувшей внутрь под большим давлением струёй воды).
В фильме, снятом по этому популярному среди советских детей произведению, добавили подробностей подводных сражений, а также объяснили, как враг создал себе легенду — он убил своего брата, настоящего офицера экипажа подлодки, а затем поменялся с ним одеждой и выдал себя за него. Для убийства он отвлёк его внимание — пригласил в цирк, где работал воздушным гимнастом, и попросил осмотреть конструкцию трапеции на предмет возможности её доработки. То, что шпион был опытным циркачом, делало его ещё более опасным — он мог проявить головокружительную ловкость, например, в случае побега.
Из других литературных примеров стоит назвать непревзойдённого мастера маскировки Джима Боливара Ди Гриза, известного как Стальная Крыса. Конечно, он на полную использовал достижения далёкого будущего, в котором проворачивал свои махинации, но многие его приёмы с успехом реализуются на практике и нашими современниками. На его опыте мы можем убедиться, что изменять свой вид до полной неузнаваемости не обязательно — достаточно лишь поменять яркие, бросающиеся в глаза детали. Это уже поможет на мгновение отвлечь внимание охраны, выиграть секунды, а то и минуты, что для хорошего
Шпион часто использует костюм с накладной имитацией полного телосложения, характерного для пожилых людей, накладную лысину или маску. Эту маскировку он может за одну секунду снять.
Знаменитая авантюристка Джейн Четыре Квадрата похитила знаменитую картину художника Ромни, прикинувшись школьницей. Она обманула бдительность охранников галереи, находившейся в особняке лондонского банкира, пропустив вперёд себя старика в громоздкой одежде. Выходя из зала, он нарочно споткнулся, уронил трость, и пока охранники поддерживали его под руки, авантюристка вырезала картину, приколола её к шторе, после чего быстро подняла штору. Никому и не пришло в голову опустить штору. Банкиру пришлось по требованию отчаянной девчонки перечислить деньги на счёт одного из приютов, после чего она просто послала ему письмо, содержавшее единственную строку: «Опусти штору, болван!»
Нередко у шпиона бывает напарник, который сам нарочно вызывает подозрение всем своим видом и поведением, но ничего определенного не предпринимает. Его единственная задача — отвлекать на себя внимание и направлять преследование по ложному пути, пока его старший товарищ проворачивает своё тёмное дело. Этим нередко пользуются отрицательные персонажи произведений Акунина, и эта тактика всяких нехороших личностей действительно была распространена на рубеже позапрошлого и прошлого веков — тогдашние злонамеренные лица предпочитали работать тихо и в тени.
Впрочем, к середине прошлого столетия они уже не стеснялись совершать диверсии и убийства в людных местах среди бела дня. Так, в начале 30-х годов осведомителем НКВД по Москве был некий Штайгель — прообраз барона Майгеля из «Мастера и Маргариты». Он занимался сбором информации в дипломатических кругах, часто появлялся на приёмах в посольствах и имел множество знакомств среди иностранцев.
В какой-то момент он засветился и стал опасен для работы нашей разведки. Его решили убрать. Сделал это другой агент прямо на очередном приёме. Он убил Штайгеля с расстояния в несколько шагов, воспользовавшись одним из первых образцов бесшумного оружия. Свидетели не сразу поняли, что произошло. И началась практика применения стреляющих тростей, зонтов, авторучек — вплоть до сюжета фильма «Укол зонтиком».