Например, Брюс Уиллис в четвёртом «Крепком Орешке» постоянно слушает эту группу, и все понимают, что он человек традиционный, старой закалки и подлинный американец.
Дело в том, что для США CREEDENCE — не просто группа, а целый символ истинно американской музыки, в которой оригинально слились рок, фолк, блюз, кантри… Так как звучала группа очень «по-южному», то для их стиля даже придумали название «swamp-rock» («болотный рок»). Поначалу многие считали, что CREEDENCE из Луизианы, а некоторые даже подозревали, что они чернокожие. Информация о том, что ребята родом из Калифорнии, приводила в недоумение, а один фанат так обиделся на то, что они не из южных штатов, что сжёг их пластинки.
Итак, знакомьтесь — Стю Кук, Дуг Клиффорд и пара братьев Фогерти — Том и Джон. Сколотить свою группу они мечтали давно, и шли к цели с завидным упорством. В 1967 году Том ради этого уволился с работы, а Стю продал авто, подаренное папой на вручение диплома, для того чтобы снять помещение для репетиций. Поэтому, когда в 1967 году руководитель компании Fantasy — Сол Зенц — предложил им довольно кабальный контракт, ребята тут же согласились.
Тогда же они выбрали и своё странное название. Оно было вполне в хипповском духе, и музыканты объясняли его так: CREEDENCE («Это в честь друга Тома»), CLEARWATER — «чистая вода» («из рекламы пива») и REVIVAL — «возрождение» (
Сначала лидером и вокалистом коллектива был Том Фогерти, но вскоре он благородно уступил обе должности младшему брату. И не зря. Во-первых, Джон Фогерти обладал потрясающим голосом, а во-вторых, начал заявлять себя как талантливый композитор.
«Suzie Q» (1968)
Тем не менее, первым хитом группы стал кавер — а именно версия песни «Suzie Q» Дэйла Хокинса, записанная им в 1956 году. Хотя Хокинс написал песню сам, по негласному обычаю тех лет авторство пришлось разделить с владельцем студии звукозаписи и его женой.
Эту песню наши герои играли уже давно (ещё до того, как стали CREEDENCE). Своего материала поначалу было немного, и, чтобы заполнить концертное время, музыканты растянули «Suzie Q» на целых 8 с половиной минут. Понятно, что для сингла это было длинновато. Но вместо того, чтобы сократить песню, Зенц предложил оригинальный вариант — выпустить её полностью… на двух сторонах одной пластинки.
Сингл вышел в августе 1968 года и чуть было не угодил в TOP10, заняв 11-е место. Популярность версии CREEDENCE была так высока, что девчонок с именем Сьюзи стали автоматически называть «Сьюзи Кью».
«I Put A Spell On You» (1968)
Второй сингл группы также был кавером песни человека по фамилии Хокинс. Только это был другой Хокинс — Скримин Джей Хокинс. Screamin — по-английски «вопящий, кричащий», и назвали так чернокожего исполнителя именно после записи песни «I Put A Spell On You» («Я наложил на тебя свои путы», или, проще говоря, «Я околдовал тебя»).
Поначалу это была медленная любовная баллада, где герой плакал о потере подруги и хотел вернуть её обратно. Но в студии продюсер решил раскрепостить исполнителей и так их напоил, что Хокинс даже не помнил сам процесс записи.
Скримин Джей Хокинс:
«До этого я был обычным блюзовым певцом, Джеем Хокинсом. Потом я понял, что могу делать более разрушительные песни и кричать до смерти».
В результате любовная баллада превратилась в вопли какого-то жреца вуду, который накладывает на девушку заклятие с целью овладеть ею. Неистовое исполнение Хокинс стал подкреплять шоу, появляясь на сцене из дымящегося гроба с клыками, торчащими из носа, и тростью с черепом по имени «Генри». И всё это в 1956 году — задолго до шокрокера Элиса Купера.
Версия, сделанная CREEDENCE, не потеряла ни мощи, ни страсти. Но вместо кривляния и криков на первое место выдвинулась красота исполнения. И хотя успех этой версии в 1968 году был значительно ниже, чем у «Suzie Q» (58-е место), она заслуженно вошла в «золотой фонд» группы и не перестаёт радовать до сих пор.
«Proud Mary» (1969)
Каверы CREEDENCE запишут ещё не раз (сразу отмечу отличную версию песни Лидбели «Cotton Fields»), но после «Suzie Q» в американский TOP40 будут попадать только песни авторства Джона Фогерти.
Как человек творческий, Джон имел при себе блокнотик, где записывал удачные строчки, которые могли бы послужить источником песни. Список открывали два слова «Proud Mary». Словосочетание очень нравилось Джону, и он стал думать — какая она, эта «Гордая Мэри»? Служанка в доме богатых господ? Или прачка, стирающая бельё на берегу Миссисипи? Ага, Миссисипи… Чего там у меня ещё в блокноте? Так… «Riverboat» («речное судно») и «Rolling on the River» («катаясь по реке»)… Авось, пригодятся.
Немалым стимулом для создания песни послужило и пришедшее Джону освобождение от призыва в армию.
Джон Фогерти:
«Я был так счастлив, побежал на свою маленькую лужайку перед домом и стал кататься по ней кувырком. Потом зашел домой, взял гитару и начал бренчать.
…Хотите верьте, хотите нет, но я экспериментировал со знаменитым рифом из пятой симфонии Бетховена. Я всегда говорил, что музыка в этой песне говорит то же, что и слова. Мне кажется, что риф во вступлении сильно напоминает звук вращающегося колеса в задней части парохода, ведь „Гордая Мэри“ — заднеколесный пароход
…Потом стали выскакивать слова и целые фразы. Когда я дошел до строчки „Rolling, rolling, rolling on the river“, я уже знал, что написал лучшую свою песню»
Так прачка превратилась в пароход времён Тома Сойера, который возил по Миссисипи нефть.
А пластинка с «Proud Mary» стал первым «золотым» синглом группы и заняла 2-е место. Казус, но из многочисленных хитов группы ни один так и не поднимется выше заклятого второго места.
И ещё. Во время записи «Proud Mary» по монолиту группы впервые пройдёт малозаметная «трещина», которая постепенно расколет CREEDENCE. Если в «Suzie Q» ещё все музыканты подпевали хором, на этот раз Джон им в этом отказал, сославшись на своё авторское «виденье» песни.
«Proud Mary» исполняли многие, но, наверное, самым известным кавером стала версия 1971 года, записанная молоденькой Тиной Тёрнер с мужем Айком и ставшая их большим хитом.
«Bad Moon Rising» (1969)
Перед любым автором-исполнителем, написавшем хит, сразу возникает проблема — как бы написать второй, да так, чтобы он был не хуже первого.
И Джона вновь выручает его записная книжка, где он находит фразу «Bad Moon Rising» («Скверная Луна Растёт»). Музыкант вновь задумался, о чём она и в его голове предстали образы из старого чёрно-белого фильма «Дьявол и Даниэль Уэбстер», где герой продаёт душу в обмен на власть и богатство.
Джон Фогерти:
«Действие происходит в поселении, и вот в один момент разыгрывается сильная буря, даже ураган, от которого гибнут все посевы у соседей Дэниэла, а на его участке колосья даже не гнутся, а стоят стройные и высокие. Эта картина эпической бури, перед которой бессильны мы простые смертные, врезалась мне в память, послужив отправной точкой для песни.
…Не думаю, что я имел в виду Конец Света. Это была метафора. Я писал не просто о погоде. Мир пребывал в состоянии какой-то сумятицы. Убили Мартина Лютера Кинга и сенатора Роберта Ф. Кеннеди. Это были суровые времена».
Может, именно поэтому песня была популярна во время студенческих волнений в Калифорнии в 1969 году.
Но вот что интересно — на апокалипсический текст Джон отчего-то написал бодрую весёлую музыку. Поэтому не знающему английского языка зрителю может быть непонятно, почему мажорная песня часто сопровождает в фильмах довольно мрачные сцены (взять хотя бы фильм «Американский оборотень в Лондоне» или сериалы «Сумеречная зона» и «Сверхъестественное»).
Сочетание несочетаемого и невнятный выговор Джона привёл ещё к одному казусу. Многие услышали вместо мистической строчки о растущей скверной Луне (
В общем, с задачей написать ещё один хит Джон справился. Сингл «Bad Moon Rising» занял 2-е место, и для CREEDENCE начались «золотые времена».
О других хитах коллектива — в следующей статье.