Как Мартин Лютер создал новое религиозное учение?

Реклама
Грандмастер

В небольшом германском городке Виттенберге свято берегут память о великом религиозном реформаторе Мартине Лютере. Последователи его учения даже изменили название города, добавив к нему слово Лютерштадтт.

В городе, в музее Лютера, хранится много подлинных вещей, связанных с деятельностью реформатора. Бережно хранят там и русскую реликвию. На одной из дверей сохранилась роспись Петра I, оставленная молодым царем во время заграничного вояжа. Царя-реформатора интересовало лютеранство, так как его исповедовали многие из тех, кого он приглашал в Россию. Со времен Петра и до включения восточных областей Польши в состав России лютеранство было второй по количеству приверженцев христианской конфессией в России. И в наши дни многие россияне исповедают лютеранство, только в Москве зарегистрировано порядка 10 лютеранских организаций и действует 4 церкви.

Реклама

Лютер родился в 1483 году, его родители происходили из податных крестьян. В 1537 году Лютер так говорил о своем детстве: «Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. Суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь».

В 1505 г. Лютер ушел в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. Он изнурял себя постами, длительными молитвами, изучением Священного писания. Однако результат его аскетических усилий был плачевным. Ему не удавалось познать бога и понять суть учения христианства в его католической интерпретации.

К 29 годам Лютер стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, то есть заместителем настоятеля католического монастыря. Он много времени уделял изучению и толкованию Библии. В 1512 году он начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов и «обнаружил» новое значение давно известных ему текстов, что привело его к изменению понимания проблемы отпущения грехов и спасения.

Реклама

В католицизме традиционно путь к личному спасению и искуплению грехов лежал через аскетизм, смирение, молитвы и различные обеты. Но спасение можно было заслужить и заступничеством церкви, которая за вознаграждение вымаливала для конкретного человека спасение. На практике это вылилось в торговлю индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного — отсутствие денег».

Уже в 1515−16 гг. Лютер ставит под сомнение основы монашеского аскетического благочестия. У него складывается впечатление, что для многих монахов монашеский образ жизни не духовный подвиг, а разновидность тунеядства, что он отразил в ряде теологических сочинений, отдельные положения которых затем вошли в его знаменитые «Тезисы».

Реклама

Началом реформаторского движения, приведшего к возникновению лютеранства, являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. Центральная мысль Тезисов — Библии глубоко чужда идея искупительных пожертвований; бог не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния.

Обличение корыстолюбия католической церкви привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием Римского папы. Верующим импонировало, что Лютер не признает посредников между богом и человеком, отвергает церковную иерархию и деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Верующему человеку, по мнению Лютера, посредник в лице священника для обращения к богу не нужен.

Реклама

В 1518 году Римский папа развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от католической церкви. Несмотря на это, Лютер продолжает развивать и пропагандировать свое учение. Он отверг большинство таинств, культ святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставил всего два таинства: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании. По его мнению, священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Он провозглашал, что все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Библии, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали. Он перевел Библию на немецкий язык, сделал ее доступной для народа.

Реклама

В августе-ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации…», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и размежевания с папством.

Лютер ставит очень важный для верующих вопрос о познаваемости бога. Бог, в его понимании, непознаваем. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Библию. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру. Вера и понимание — единственные способы отношения человека к творцу. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру, и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Разум должен иметь дело с тем, что среди нас и ниже нас, а не над нами, считал Лютер.

Реклама

Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, ни имени Коперника, ни его учений не знал.

Из всего сказанного можно сделать выводы, что основу философско-религиозных взглядов Лютера составляют следующие положения:
Во-первых, человек получает спасение исключительно через веру.
Во-вторых, Библия является единственным источником веры для христианина.
В-третьих, всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа.
В-четвертых, бог непознаваем, а вера неподвластна разуму.

В целом, реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый характер и выражала интересы дворянства и городского богатого населения, требующих сильной государственной власти. По словам Карла Маркса, Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

Созданное Лютером учение активно развивается в течение четырех столетий. В наши дни насчитывается более пятидесяти миллионов приверженцев взглядов Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.

Реклама