Как Стиви Уандер записал свой самый великий альбом, самую известную песню и вдохновил рэппера Кулио на хит о гангстерском рае?

Реклама
Грандмастер

В прошлый раз мы остановились на том, как Стиви Уандер засел в 1975 году за запись своего, наверное, самого великого полотна — альбома «Songs in the Key of Life». Великим полотном я назвал его не просто так — песен было столько, что они не помещались даже на двойник, и пришлось выпустить довесок в виде EP.

Хитов на альбоме, вышедшем в 1976 г., было уйма — это и риффовая «I Wish», и стилизованное под ретро посвящение джазовым музыкантам прошлого «Sir Duke» (Дюк — это, конечно, джазмен Дюк Эллингтон). Но нас с вами более интересуют две другие песни с альбома.

«Isn't She Lovely» («Разве она не прекрасна?») интересует нас просто потому, что она красивая, лиричная, её любят женщины. Правда, посвящена она не женщине, а девочке — точнее, новорождённой дочери Уандера — Айше. Мама Айши — Иоланда Симмонс — родит музыканту ещё одного ребёнка, но, помня о предыдущей неудаче в браке, Стиви на Иоланде так и не женится.

Вторую песню, о которой пойдёт речь, масса народа знает лишь опосредовано. Впервые услышав «Pastime Paradise» Стиви Уандера, многие воскликнут: «Так это же практически „Gangster's Paradise“ — убойный хит рэппера Coolio 1995 года выпуска?».

Реклама

Начнём по порядку. Увлечённый синтезаторами Уандер приобретает в 1975 году раритетный аппарат Yamaha GX1 весом 300 кг и стоимостью 60 тыс. долларов. Таких синтезаторов было выпущено не менее 50 штук, то есть, это был новейший и моднейший гаджет того времени. С помощью него Стиви и записал те самые знаменитые струнные партии в «Pastime Paradise», почти неотличимые от живых инструментов.

Звукорежиссёр Гэри Олазабал:
«Позже мы прокрутили песню для одного легендарного музыканта, чьё имя я не хочу называть, чтобы не расстраивать его. Он спросил Стиви, где записывали струнные, и Стиви ответил, что это Лондонский филармонический оркестр. Ну, парень поверил ему, хотя мы со Стиви пошутили; к счастью, парень ушёл и больше не появлялся в студии. Я сказал: „Стиви, давай ему скажем правду“ — так и не сказали».

Реклама

И вот однажды, спустя почти 20 лет, друг Кулио по прозвищу L.V. начал напевать мелодию припева «Pastime Paradise». Тут на Кулио снизошло вдохновение, и он тут же начал сочинять свой текст. При этом рукой сурового рэппера, по его словам, чуть ли не впервые водило что-то не злое, а доброе. Это не был очередной хит про баб, шикарные тачки и неимоверную бандитскую крутизну.
В оригинале Уандер пел о проблемах в обществе (сегрегации, изоляции, эксплуатации) и о том, что надо не мечтать о рае, а делать всё, чтобы его приблизить. У Кулио же родилась горькая песня-сожаление о гангстерской судьбе. Её открывали строки из 23 Псалма, произносимого обычно на похоронах: «Когда я пойду долиной смертной тени…».

Реклама

Они управляют ситуацией, они заставили меня понять,
Что я не могу жить нормальной жизнью. Я вырос на комиксах,
Поэтому мне место в банде хулиганов.
Я слишком часто смотрел телевизор, и это повлияло на мою
психику.
Я образованный дурак, я работаю не головой, а мускулами.
Со мной всегда пушка десятого калибра и огонёк в глазах.
Когда я под кайфом, я люблю устраивать пушечный фейерверк,
А если моим ребятам не весело, я прихожу в ярость, дурак…
Смерть — это всего лишь навсего отсутствие сердцебиения.
Я живу, но я не знаю, буду ли жить дальше.
Мне 23. Доживу ли я до 24?
Я не знаю, что меня ждёт впереди.

Большую часть жизни они провели в гангстерском рае.
Мы продолжаем проводить большую части жизни в гангстерском рае.

Реклама

Текст действительно вышел ярким, «Gangster's Paradise» стал первым рэп-трэком № 1 в США, а также самым продаваемым синглом года. Хотя чего бы она стоила без проникновенных сэмплов из оригинала Уандера? Стиви же не только милостливо дал разрешение на их использование, но ещё и исполнил песню вместе с Кулио на «Billboard Awards 1995».

Но вернёмся в 1976 год. Выход мегаальбома «Songs in the Key of Life» стал для Уандера определённой вершиной его творческих способностей. Какое-то время Стиви успешно оставался на плаву, записывая неплохие песни (например, регги «Master blaster (Jammin')» 1980 г.). В 1982 году он отметился в дуэте, исполнив с Полом МакКартни одну из самых известных песен о межрасовой терпимости — «Ebony And Ivory» («Чёрное эбонитовое дерево и слоновая кость»).

Реклама

А потом для многих поклонников своего творчества он совершил «грехопадение», записав песню «I Just Called To Say I Love You».

Но это для поклонников, а вот широкие массы до сих пор воспринимают творчество Уандера через призму этой электронной баллады, в которой пелось, что телефонный звонок с простыми словами «Я люблю тебя» может превратить любой день в праздник.

Это не празднование Нового года,
Не покрытая шоколадом конфета в форме сердца
В подарок.
Не первый день весны,
Не песня, которую нужно спеть.
Это просто еще один обычный день.

Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
Я просто позвонил сказать, как сильно я люблю.
Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
И это — от всего моего сердца.

Реклама

В фильме «Фанатик» 2000 г. продавец музыкального магазина даже называет «I Just Called…» «заезженным сентиментальным дерьмом» и «музыкальным преступлением Стиви Уандера». Но женщинам такие мелодии нравятся, а куда мы без женщин?

Эта сладчайшая, как сироп, песня с банальнейшей аранжировкой, навязчиво звучащая почти всю вторую половину 1980-х, была написана Уандером специально для комедии 1984 года «Женщина в красном» с Келли Леброк в главной роли. Именно благодаря Стиви фильм и получил свой единственный «Оскар» — «за лучшую кинопесню». При этом «I Just Called To Say I Love You» заборола даже такую отличную кинопесню, как бодрый гимн из «Охотников за привидениями». В 1985 году свою версию песни «To byl vam den» («Это был твой день») исполнил чешский «соловей» Карел Готт.

Реклама

Победное шествие «I Just Called…» немного омрачил скандал, когда бывший соавтор Стиви — Ли Гаррет — предъявил свои права на авторство хита — впрочем, безуспешно.

Практически в том же саунде — только поживей — звучал следующий хит Уандэра — «Part Time Lover» (1985). Песня установила своеобразный рекорд, возглавив хит-парад «Billboard» сразу в четырёх категориях (поп, r’n’b, дэнс и поп, ориентированный на взрослых). Но ей же было суждено стать последним хитом № 1 в карьере Уандера.
Хотя наш герой, пока жив-здоров, и кто знает…

Реклама