Есть ли в оркестре оперного театра «дефицитные» специальности? Да, и не одна!

Реклама
Профессионал

Эта статья — не только для любознательных читателей, она более нацелена на внимание выпускников музыкальных школ и первокурсников музыкальных училищ. Пояснения — в конце…

Когда звучит музыка в исполнении симфонического оркестра, то волшебный тембр

Реклама
арфы всегда трогает самые нежные слуховые рецепторы. И никому не приходит в голову мысль, что исполнители на этом инструменте — самые востребованные в периферийных музыкальных коллективах.

В наших столицах достаточное количество арфистов, но далеко не все исполняют классическую музыку. Сейчас значительно выгоднее играть в элитном ресторане для обеспеченной публики, чем сидеть в оркестровой яме провинциального театра. Удивительно, но игре на арфе учатся немногие. Бывает, что из 500 студентов на всех пяти курсах только один учится на этом красивейшем по внешнему виду и тембру звука инструменте. Размер и вес арфы не позволяют начинать обучение с раннего детства. Можно учиться на любом, но лучше — на струнно-смычковом (например, на скрипке) или струнном народном инструменте (домре или балалайке), а потом перейти в класс арфы. Конечно, придётся опять начинать сначала — с «азов», но в случае успешного освоения навыков игры, место солиста в оркестре будет обеспечено!

Реклама

Другой инструмент, востребованный в симфоническом оркестре, относится к медно-духовой группе. Это туба — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру в своей группе. Если арфа чаще используется в сольных каденциях (особенно это заметно в классических балетах), то туба — основание громкого звучания всего оркестра. Конечно, есть редкие исключения: так, наш современник С. Слонимский часто использует её в своих операх (например, «Иван Грозный» и «Гамлет»). На тубе тоже невозможно обучать маленького ребёнка, который по росту будет равняться самому инструменту. Чаще студент, поступивший в музыкальное училище, чтобы освоить игру на трубе, валторне или тромбоне, но по каким-либо причинам не справившийся с назначенной программой, переходит на обучение игре на тубе.

Реклама

И последний «претендент», уже из струнно-смычковой группы, но опять, как и туба, самый низкий по звучанию и самый большой по размеру: контрабас. Интересно отметить, что внешне струнно-смычковые инструменты могли бы составить «матрёшку»: контрабас вместил бы в себя меньшую по размеру виолончель, потом бы предстал альт, а самой маленькой оказалась бы скрипка (кстати, при обучении на скрипке используют ещё меньшие размеры — для детских рук). Но вернёмся к контрабасу и его роли в оркестре.

Представьте, что вальс играют без первой доли. Условно обозначим этот ритм «ум-ца-ца». Убираем «ум», и вальса нет. Так и оркестр без контрабаса существовать не может: он создаёт фундамент струнного звучания. Но не всегда его партия ансамблевая. Есть и сольные отрывки: например, в операх Верди «Отелло» и «Аида». Талантливые контрабасисты блестяще исполняют виртуозную пьесу Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (особо любопытствующие могут найти записи в Интернете), но главное предназначение контрабаса — оркестровое или ансамблевое исполнительство. Известны случаи, когда скрипачи или виолончелисты переквалифицировались на контрабасистов, особенно рослые молодые люди.

Реклама

Вот и все претенденты на дефицитность, зато — на любой вкус. Конечно, бывают «перебои» и с другими исполнителями, но ненадолго. Обратите внимание, что эти проблемы чаще возникают именно в оперных театрах, а не в филармонических симфонических оркестрах. Это связано со спецификой работы — на сцене всегда приятнее выступать. К тому же — проще: в оперном театре большой текущий репертуар, а в филармонии готовится одна программа и сразу исполняется на публике. Потом — следующая программа, как правило, по заранее намеченному репертуарному плану на весь сезон.

Почему же я рекомендовала эту статью молодым музыкантам, учащимся? Именно вы можете исправить ситуацию с «дефицитом» и стать более заметной фигурой в коллективе (арфа и туба — единичные инструменты, а контрабасисты, хотя и работают минимум в паре, зато всегда возвышаются над сидящими ниже коллегами).

Если только один юный музыкант задумается над изменением своих планов на будущее, то задача этой статьи будет выполнена.

Реклама