«Затем россияне пошли на греков. Между ними была жестокая битва. Греки встретили их на своих лодках и начали метать трубами огонь в русские лодки. И было страшное зрелище. Русские, увидев на себе пламя, стали прыгать в воду морскую, желая спастись вплавь. Тогда много людей русских и их лодок греками были сожжены и потоплены».
Византийские очевидцы утверждали, что не более 15 греческих кораблей обратили в бегство тысячный русский флот.
Известие об обстоятельствах поражения скоро достигло Руси. Когда русские возвратились на свою землю, то рассказали соплеменникам, что произошло. «У греков, — говорили они, — есть что-то подобное небесной молнии, они пускали её на нас и сжигали. Поэтому нам не удалось покорить их». Невесёлым было первое знакомство русичей с «греческим огнём». И должное впечатление оно, безусловно, произвело.
Что же это было за оружие?
В 674 году Византий (современный Стамбул) оказался в трудном положении: его окружили исламские армии халифов Дамаска. Сирийский архитектор и химик Калликон изобрёл секретное оружие Византийской империи — «греческий огонь», формула которого настолько тщательно скрывалась, что все её составляющие и до сих пор точно не известны. Осаждавший город флот был жестоко поражён массированной атакой «греческого огня».
Военный писатель Марк Грек в XIII веке вскользь упомянул, что «греческий огонь» содержал селитру, серу, газолин, сосновую смолу и камедь. Его либо пускали струёй на вражеские корабли из насоса, либо заливали в раковины и метали из катапульт.
Договор с русскими нигде зафиксирован не был, поскольку шёл вразрез с византийскими законами, запрещавшими поставки оружия «варварам», в том числе и Киевской Руси. Это был щедрый дар империи княгине-язычнице! Но и плата за него была немалая: вероятно, условием или одним из условий (главным) было последующее обращение Ольги в христианство.
В начале осени 946 года оружие доставили под Искоростень и применили в полной мере: город был выжжен дотла. В ночное время сотни огненных «стрел» с шипением и гулом взмыли в небо и обрушились на обречённый город. Кстати, не потому ли Ольга и приказала выпустить «птиц» именно с наступлением темноты?
Поражающее воздействие ракет при их массовом применении тоже было значительным. Неся на себе заряд какого-либо зажигательного вещества, наподобие напалма («греческий огонь»), такие «огненные птицы» вполне могли объять пламенем целый город даже с одного залпа, и огонь при этом вспыхивал сразу во многих местах. Как в Искоростене, например.
Против осаждённых городов это оружие могло было быть ещё более эффективным, поскольку к городу можно было подвезти в принципе сколько угодно ракет с «греческим огнём», а для их запуска использовать простейшие деревянные рамы. Один залп — и город в огне. Как Искоростень.
Поскольку договор между Ольгой и Византией был секретным, то в мир была выпущена «голубиная» легенда, призванная и до наших дней скрывать истинные обстоятельства уничтожения древлянской столицы.