Когда сыграли свадьбу Игорь и Ольга? Тайны Древней Руси

Реклама

Белое пятно в истории — имеем право развлекаться, выстраивая разные версии. Которая из них — истина в последней инстанции? Ясно, что ни одна. Документов нет, а без бумажки мы — сами знаете, кто.

Версия 1, традиционная. Игорь родился в 878 году. Путешествуя по лесам Псковщины, молодой княжич встретил девушку, влюбился с первого взгляда, а там и свадьба. 903 год. Вскоре, в 942, у Игоря с Ольгой родился сын Святослав. Вроде всё нормально. Игорю 64 года, Ольге — 57, ну, может, 55.

Реклама

Версия 2. Немножко омолодим Игоря — он мог и в 879 родиться. Состарим Святослава, по некоторым данным — 940 год рождения. Мало что даёт. Может, свадьба не в 903? Свадьба — при жизни Олега, это может быть и 912. Новгородская летопись позволяет Олегу протянуть аж до 922. Предположим, Ольга вышла замуж в 922, в возрасте 15 лет. В 940 33-летняя княгиня родила первенца. Оно вроде бы и ничего. Но это же не современная бизнес-леди, которой сначала карьеру надо построить (карьера, кстати, уже построена — выше некуда). Это княгиня, главное предназначение которой — рожать наследников. Чем 18 лет занимались?

Версия 3. Ситуация могла развиваться аналогично такой. В 1425 умер Великий князь Василий I, в возрасте 53 лет. Ему наследовал 10-летний Василий II, в перспективе — Тёмный. Похоже, четверо старших братьев Василия Васильевича умерли в молодом или детском возрасте. Три старших сестры выжили. Наследник престола был аж восьмым ребёнком.

Реклама

Правда, про старших детей Игоря и Ольги — никаких упоминаний. Это бы ещё ладно, но такой вариант проходит, если свадьба состоялась около 922. То есть Игорь, плейбой этакий, женился только в 43 года. Подозрительно для человека, готовящегося стать правителем монархического типа, можно сказать, основателем династии. А может, Олег не позволял?

Версия 4. Маловероятная, но для порядка упомянуть стоит. Игорь был бесплоден. Ольга терпела, терпела, а потом зачала Святослава от кого-то из ближних дружинников. Не объясняет позднего брака Игоря.

Версия 5. Бесплодная Ольга. Свадьба состоялась в 903 или немного позже. Как Игорь Ольгу ни любил, а государственные интересы важнее. На сцене появилась Ольга Вторая — молодая и здоровая. Родила старому князя Святослава, а потом ещё и Улеба. Но как-то уж слишком поздно она появилась, однако. Джон Безземельный развёлся с Изабеллой де Клер после десяти лет бесплодного брака, практически сразу, как стал королём. Василий III, правда, сослал Соломонию Сабурову в монастырь только через двадцать лет. Но ведь не через тридцать пять. И было ему 46 лет, а не 60. Ещё нужно учитывать, что Джон и Василий были христианами, развод — дело не очень простое и обществом однозначно осуждаемое. А Игорь Рюрикович свободно мог иметь нескольких жён на вполне законных основаниях. Даже если такое дело не приветствовалось общественным мнением, то уж развестись князю-язычнику должно было быть проще, чем его христианским коллегам. Да, кстати, помните, что сотворил Генрих VIII из-за того, что Екатерина Арагонская не могла родить наследника?

Реклама

Версия 6. Два похода на Константинополь в 941 и 944, плюс несчастное предприятие против древлян совершил не Игорь Рюрикович, а сын его, Игорь Игоревич. Такой вариант устранил бы все неувязки в семейной хронологии. Даже и Повести временных лет не особо противоречит. В 920 Игорь воевал с печенегами. В 941 Игорь ходил на Константинополь. Который Игорь — не уточняется. А строчку «князь умер, да здравствует князь» профилонили безалаберные переписчики. Почему и свекровку, и невестку звали Ольгами — такие совпадения случаются. Тем более что некоторые исследователи считают, что Ольга — вообще не имя, а почётный титул. Приличный вариант. Стрелочник виноват. Впрочем, автору довелось побывать на многих разборах железнодорожных аварий, и всегда ошибка стрелочника (дежурного по станции) была подготовлена логикой ситуации и действиями других работников.

Реклама

Версия 7. Исчезновение из летописей записи о смерти Игоря Рюриковича в 920-х-930-х годах — не случайность досадная, а вытерли её согласно руководящим указаниям. Некий пришлый варяжский ярл (вариант — лидер недовольных чем-то дружинников, а то и хан печенежский) законного князя свергнул и вряд ли в живых оставил. Власть захватил и стал править государством Русским. Кого из них звали Игорем или обоих — не суть важно. Много позднее потомки узурпатора решили династию удревнить и легитимизировать. Сделано это было не вот как уклюже, но общественность, русская и европейская — поверила. Не только в том смысле неуклюже, что непонятно, кто Святослава родил, но и в том, что в течение двадцати лет на Руси — тишь да благодать. С 920 по 940 включительно не происходило абсолютно ничего.

Реклама

Версия 8. Снова один Игорь и две Ольги. Жил Игорь с Ольгой Первой нормально, детей нарожали, и всё такое. Когда Ольга умерла, старый князь женился снова, на молоденькой. И сына от второго брака объявил наследником. Сам объявил, или вдова потом провозгласила его последнюю волю, ей втайне поведанную — не суть важно. Старшие сыновья остались изгоями. Небольшой гражданской войны в таких случаях избежать практически невозможно. А разве Ольга не воевала? С древлянами, или не с древлянами, и кто такие вообще эти злобные древляне. Вот некрасиво выглядело то, что баски разгромили отряд префекта Роланда в Ронсевальском ущелье — стали они маврами, где-то даже сарацинами, и ничего. Мавров на Руси затруднительно было сыскать, зато древляне — пожалуйста.

Реклама

Ни одна из версий не отрицает существования Игоря, Ольги, Олега или Рюрика. Даты, если и гуляют немножко, то в рамках приличий. Летописи, если и лгут, то не глобально, а в частностях. Даже не отрицаю напрочь первую версию, хотя, конечно, родить первого ребёнка в 57 лет — есть женщины в русских селеньях, однако.

Конечно, и сам Игорь — поздний ребёнок. Неизвестно, где и сколько странствовал Рюрик до того как. И всё же, осев в 862 в Новгороде (или Ладоге — не суть важно), должен был бы семьёй обзавестись и о наследнике подумать. Нет же, тянул с этим вопросом полтора десятилетия. Но все-таки не сорок лет, а кроме того — мы так мало знаем о Рюрике, что и предположения строить не на чем.

Реклама