Племена, населявшие равнинные просторы Северного Причерноморья, — от устья Дуная до восточных окрестностей Каспийского моря — могут, как считают историки, называться праотцами восточных славян. Список этих племён и народов очень велик, ведь в период с V века до нашей эры до V века от Рождества Христова происходила постоянная смена народов, совершенно разных не только по жизненному укладу, но и по национальным и языковым принадлежностям — от германских до центрально-азиатских.
Если сократить этот список лишь до тех представителей, господство которых было наиболее долговременно и представительно, то общую картину можно изложить следующим образом.
Киммерийцы, населявшие северное причерноморье, гонимые скифами, пришедшими с восточного Прикаспия, были вынуждены захватить Малую Азию и расселиться там, смешавшись с местным населением. Скифы, в то время народ кочевой, не применявший земледелия, как пишет
Столь опасное соседство, однако, не мешало существованию на побережье современного Крыма греческих поселений. Скифы довольно терпимо относились к ним и впоследствии заимствовали у греков «первые начала гражданского образования». Уже далее смесь греков и кочующих скифов, жившая оседло на берегах Днепра, занималась земледелием и торговала хлебом. Геродот пишет и о других, нескифских племенах, живших в 800 вёрстах севернее Чёрного моря — андрофагах и меланхленах. У тех и у других процветал каннибализм.
Между тем и у скифов тоже имели место суровые обычаи «пить кровь убитых неприятелей, употреблять их выделанную кожу в одежде, из черепов изготовлять сосуды». Они практически не боялись никаких соседей и врагов, поклонялись богу войны в образе меча как главному богу. Могущество скифов начало ослабевать после победоносных походов Филиппа Македонского — они были вытеснены с юго-запада гетами и с севера сарматами, частично смешавшись с ними. Сарматы, включавшие в себя два основных племени — роксоланов и языгов, потеснили, в свою очередь, римские легионы: роксолане в Дакии, а языги опустошили Центральную Европу. Почти в то же время земли от Чёрного до Каспийского морей населили аланы. Эти варвары с успехом грабили Армению, Мидию, а в Европе берега Азовского и Чёрного морей. Наконец, ко всему этому «букету» с севера, от Балтийского моря, приблизились германские племена во главе с готами. Эти немцы в буквальном смысле опустошили Фракию, Македонию и Грецию.
Готский историк VI века Иорнанд пишет, что германцы победили и венедов, которые проживая в соседстве с балтийскими народами, «славились своею многочисленностью, но не умением воевать». Венеды являлись единоплеменниками славян, предков русичей.
Далее, в конце IV века, к нам пожаловали гунны из областей Приуралья. Поработив германцев, не обошли они и венедов с аланами — наших предков. Со временем держава гуннов, потесненная с запада всё теми же готами, ещё какое-то время держалась между Днестром и Дунаем, а затем исчезла вовсе, растворившись в коренных народах. И вот, начиная с VI века, на сцену истории, наконец, выходят славяне.
Это обозрение красноречиво показывает, какой «
Как пишет Карамзин, «ни сарматы, ни готы, ни самые гунны не были для империи ужаснее славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес — все эти страны были их жертвами». В то же время это славянам не помешало в 495-м году дружелюбно пропустить через свои земли немцев-герулов, разбитых лонгобардами в нынешней Венгрии и бежавших к Балтийскому морю. Будущая история буквально «кишит» фактами и датами военных действий славян с потомками этих самых немцев.
Ещё одна характерная для славян черта — они обожали знамёна и поклонялись им. Они считали, что в военное время знамёна святее всех святых идолов. У балтийских вендов знамя стояло в Святовидовом храме и считалось богинею, которая давала право не только нарушать законы, но даже оскорблять и самих идолов. Уже в царские и советские времена мы знаем немало геройских поступков при спасении знамен.
Многие черты современного нашего характера ясно проявлялись в эпохах. Это наглядно демонстрируют факты нашей истории. Неординарность и непредсказуемость действий, присущие нашим предкам, нашли особо яркое подтверждение уже с приходом Рюриковичей.
Сейчас трудно восстановить детали прихода скандинавов к власти над русичами, но летописи исключают какие-либо сомнения в этом совершенно необъяснимом и, наверное, невозможном бы для других народов историческом факте. Как пишет Нестор, «славяне добровольно уничтожают своё древнее, народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями».
Далее приводится послание славян новгородских, кривичей, веси и чуди с посольством за море: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Так в 862-м году пришли братья Рюрик, Синеус и Трувор со своим окружением.