Русский характер. Каковы исторические предпосылки? Часть 2

Реклама

Преемник Рюрика великий князь Олег (Вещий) в Х веке после похода на Царьград (Константинополь) заключил первый в истории России дипломатический акт — договор русских с греками, состоявший из 10-ти статей.

Интересен список послов, подписавших этот документ: Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид — ни одного славянского имени. Похоже, только варяги окружали наших первых лиц и пользовались их доверием, участвуя в делах правления.

Реклама

Великий князь Олег (Вещий), княживший с 879 по 912 годы, присоединивший к северным княжествам южные, вплоть до устья Днепра, и перенёсший столицу из Новгорода в Киев, стал первым единоправителем земель русских. Наряду со своим умом — созидателя и собирателя земель русских — он отличался особой жестокостью и властолюбием. Несмотря на эти жёсткие черты характера, после его смерти, как пишет Карамзин, «народ стенал и проливал слёзы». Это нам очень знакомо.

Не менее интересно поведение русичей при крещении Руси. Владимир, правнук Рюриков, названный в крещении Василием, отличался коварным и жестоким характером. Он сумел вновь сплотить русские княжества вокруг Киева, убив своего брата Ярополка, который был слаб и мог «растерять» земли. Русь, уже самостоятельная держава, авторитетно заявившая о себе на политической евроазиатской арене, сформировалась к этому времени и своими внутренними психологическими устоями. К 980 году (к началу правления Владимира) «русский характер» уже в целом был оформлен, что во многом отличало наших предков от соседей. Как пишут летописцы, больше всего Владимир любил жён и войну.

Реклама

Жён у него было не менее пяти. Ещё больше, как утверждают, у него было наложниц, цифры приводятся баснословные. Любовь же к войне оказалась благом для Руси — княжества сплотились, границы государства расширились и укрепились. К тому времени в Киеве и некоторых других городах русских уже были христианские приходы, принадлежавшие в основном представителям варягов и западным славянам. Среди христиан были и русские люди, но их было немного.

Владимир, прежде ревностный идолопоклонник, воздвигнувший в центре Киева новый истукан Перуну, внутренне уже был готов к отходу от язычества — этого требовали внешнеполитические интересы. Русь боялись. Заключая мирные договора с ней, соседи руководствовались прежде всего чувством самосохранения, но налаживать с ней более тесные дипломатические контакты не торопился никто.

Реклама

Всё объяснялось язычеством. Русь окружали народы, уже принявшие официально фундаментальные религии с единым богом. На востоке волжские булгары имели магометанскую веру. На юге, в Таврике, жили христиане и иудеи. Запад населяли германцы и западные славяне, исповедующие христианство. Таким образом, русские воспринимались соседями как опасные варвары, коим нельзя ни в чём доверять. Выбор был сделан в пользу христианства.

Крестился Владимир тоже своеобразно. Собрав немалое войско, он захватил греческий Херсонес, входивший в Византийскую империю, и направил к императорам Василию и Константину ультиматум с требованием отдать их сестру Анну ему в очередные жёны. В противном случае грозился приступом взять Константинополь. Империя содрогнулась. Императорам ничего не оставалось, как отправить сестру с кораблями в Херсонес, но для сохранения лица просить Владимира креститься. Владимир к этому был готов. Приняв крещение в Херсонесе, великий князь прибыв в Киев, призвал всех креститься в Днепре.

Реклама

А что же с идолами? То же самое, что и в наше время с вождями прошлого.

Как пишет Нестор, «истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конному, били тростями и свергнули с горы в Днепр». Сейчас даже трудно себе представить, что могло быть как-то иначе.

Стоит отметить, что определяющий вклад в русское сознание внесло крещение Руси. Христианство, наряду с установлением определённых гражданских и нравственных норм, в большей степени способствовало культурному развитию русского общества. Не обошли перемены и самого великого князя.

Карамзин о Владимире: «Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцей, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества». Можно добавить, что после крещения Владимир действительно преобразился из тирана в явного либерала. Достаточно сказать об отмене на Руси смертной казни. При нём начали практиковаться советы с боярами; учреждались духовные училища; из Греции приглашались не только лица духовные, но и художники. Из варягов, праотцов своих, князь оставил на Руси только людей полезных, предоставив тем самым самостоятельно духовно развиваться Русскому государству.

Можно утверждать, что с расширением и укреплением российского государства русский менталитет распространялся вместе с границами на многие другие, не славянские народы, растворяясь в них и обогащаясь.

Реклама