Образ Бетховена
Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека.
Ромен Роллан. «Жизнь Бетховена»
Если кто-то хочет почитать не академическую, а художественную биографию Бетховена, то он может обратиться к творчеству Ромена (Ромэна) Роллана (Нобелевский лауреат по литературе). Ромен Роллан — не только знаменитый писатель, но и ученый-музыковед. Его перу принадлежат многие книги о музыке, и несколько посвящены Бетховену («Жизнь Бетховена»). А прообразом главного героя многотомного романа-эпопеи «Жан-Кристоф» стал также Бетховен. Именно за этот роман Ролан получил Нобелевскую премию по литературе.
Автором еще одной художественно-биографической книги является чешский писатель Антонин Згорж («Один против судьбы»). И даже без мистического триллера о Бетховене не обошлось! Лесли Кентон, «Сердце Людвига». Похоже, что автор сего триллера тот же самый, кто специализируется на многочисленных книгах о том, «как избавиться от стресса, целлюлита и всего прочего за 10 дней», теперь перешел от диетологии к мистике. Если это один и тот же автор, судя по имени-фамилии, то в данном случае произошла довольно необычная «переквалификация».
Что касается кинофильмов — то среди них встречаются и вполне «биографические», и «фантазийные». Только в последние годы снято немало фильмов о Бетховене. Только это не тот, который называется «Бетховен» и всем знаком «по собаке». Это в целом хорошие фильмы, которые отнюдь не претендуют на биографическую точность.
- Можно посмотреть «Бессмертную возлюбленную» (англо-американский фильм 1994 года, режиссер Бернард Роуз, в главной роли Гэри Олдмен).
- Можно посмотреть «Переписывая Бетховена» (Германия-США-Венгрия, 2006 год, режиссер Агнешка Холланд, в главной роли Эд Харрис).
- Довольно интересен фильм «Eroica» (Англия, 2003 год, режиссер Саймон Селан Джонс, в главной роли Ян Харт).
- Возможно, не стоит смотреть англо-итальянскую картину «Lezione 21» (режиссер Алессандро Барико, 2008 год). Режиссер здесь — знаменитый писатель, но фильм получился очень и очень спорный.
Наконец, парадоксальным образом Бетховен представлен и в мультипликации — это образовательные фильмы для детей («Исторические личности» в США, «Сказки старого пианино» — Россия).
Штрихи к портрету
Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, дата крещения 17 декабря 1770 года. Семья была небогатой, по происхождению — фламандцы, по роду деятельности —
Уже в детстве Людвиг начинает подрабатывать (школу пришлось бросить), а в 17 лет принимает на себя ответственность за семью: работает на постоянном окладе и дает частные уроки. Отец пристрастился к спиртному, мать рано умерла, в семье оставались младшие братья.
Тем не менее Бетховен находит время и посещает вольнослушателем Боннский университет. Там он бывает на лекциях Евлоrия Шнейдера — будущего якобинца и комиссара конвента. Вся молодежь была тогда охвачена революционным порывом, доносящимся из Франции. Идеалы «свободы, равенства, братства» навсегда остались идеалами Бетховена — а это предполагало и большие разочарования в жизни.
Удается ему вырваться в Вену — там он выступает перед Моцартом, который дает молодому музыканту высокую оценку. Скоро он переезжает в Вену совсем, впоследствии помогает перебраться туда и младшим братьям.
С этим городом будет связана вся жизнь Бетховена. В Вене он берет уроки по специальным предметам, среди его учителей — Гайдн и Сальери (Сальери посвящены три скрипичные сонаты Бетховена). Он выступает в салонах венской аристократии, а потом и в собственных концертах, перед широкой аудиторией. Пальцы его на клавиатуре окрестили «демоническими».
Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся.
Бетховен. Письма
Уже в молодые годы Бетховен понял, что глохнет:
Вот уже два года, как я тщательно избегаю всякого общества, потому что не могу же я сказать людям: «Я глухой!» Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее.
Бетховен. Письма
Периодические вмешательства врачей излечения не приносили, глухота прогрессировала. К концу жизни он уже не слышал ничего.
Но оставался внутренний слух — правда, услышать «воочию» услышанное внутри было уже невозможно. А общение с людьми было крайне затруднено, с друзьями практиковались записи в «разговорных» тетрадях. Некоторое отторжение от «мира людей» и объяснимая нелюдимость могли произойти — но не от
Всеслышащий глухой — так его иногда называли. И он слышал главное: не только музыку, а и идеи, чувства. Он слышал и понимал людей.
Эту любовь, страданье, упорство воли, эти чередования уныния и гордости, внутренние драмы — все это мы находим в великих творениях Бетховена… Роллан
Как определить знаменитую 2-ю часть 7-й симфонии? Я лишена слов, чтобы описать эту музыку. Вероятно, не я одна, судя по тому, как много она цитируется. Только одних фильмов можно насчитать пару десятков — и это все хорошие фильмы (например, «Парад планет»).
Известны сердечные привязанности Бетховена. Но он так и остался одиноким. Кто была его «бессмертная возлюбленная», письмо к которой было найдено после смерти великого композитора, достоверно неизвестно. Один из неожиданных вариантов ответа дает фильм, упомянутый выше, но эта картина принадлежит к разряду «фантазийных».
К 1814 году к Бетховену приходит всемирная слава. Начинается Венский конгресс — после победы над Наполеоном и вступлением войск России, Австрии и Пруссии в Париж, и начинается знаменитый мирный Венский конгресс с оперы Бетховена «Фиделио».
Бетховен — европейская знаменитость XIX века. Бетховен зван в императорский дворец на празднество в честь именин российской императрицы, которой дарит подарок: написанный им Полонез. Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы ухватился за благосклонность властей и подался в придворные музыканты. Слишком он был независим и горд.
Он был настолько независимым, что умудрился однажды «поставить на вид» самому Гёте, перед творчеством которого преклонялся. При их единственной встрече случился казус: они тут же столкнулись с семьей императора. Гёте почтительно склоняется перед императором Францем, а Бетховен с независимым видом расталкивает свиту и проходит мимо.
— Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей, — сказал Бетховен о Гёте.
А Гёте также остался недовольным Бетховеном. Что поделать: два гения, один — тайный советник и министр фон Гёте, второй — свободный художник, в грош не ставивший титулы.
Правдивость этой истории иногда оспаривается, но факт остается фактом: в высказываниях друг о друге у Бетховена и Гёте сквозит недовольство…
Бетховен много сочиняет. И когда начинаешь перечислять самые популярные (в буквальном смысле слова) произведения Бетховена, начинаешь понимать, как их много. О самых известных произведениях и о последних годах жизни можно прочитать в следующий раз.