Музыка классицизма: какой она была?

Реклама

Эффект Моцарта

Моцарт остается «вечной проблемой». Уже несколько веков он продолжает будоражить умы. Связано это и с ранней гениальностью, и с таинственной смертью, да и с самой музыкой (очень приятно видеть количество просмотров некоторых «моцартовских» роликов — есть и по 20 миллионов — к вопросу о навязших в зубах рейтингах). Интерес к венскому классику не угасает.

МОЦАРТ. Это означает: мир имеет смысл, и смысл этот ощутим для нас в зеркале музыки.
Герман Гессе

Моцарт в стихах, Моцарт в книгах, в научных работах, в богословских трудах, в художественных фильмах, уже и в компьютерных играх. Даже в околомедицинских темах можно встретить имя гениального музыканта, «человека, самое имя которого выражает идею об абсолютном совершенстве в музыкальном творчестве» (Улыбышев).

Многим может быть знакома книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта». Она о лечебном воздействии музыки вообще, и музыки Моцарта в частности. Я не знаю, есть ли именно «эффект Моцарта», но знаю точно, что есть «эффект музыки».

Есть даже целое понятие — «моцартианство». И это явление тоже очень интересно. Моцарта стараются познать, Моцарта стараются объяснить. Можно, конечно, разложить по полочкам каждую нотку, но это, как выясняется, пока мало что дает. Вопрос, почему именно

Реклама
Моцарт является на протяжении достаточно большого количества времени «эталоном» — полноценного ответа не получил. Ведь речь не только о композиторском мастерстве, речь об общечеловеческих, но мало поддающихся определению понятиях.

Только в Моцарте, и буквально и иносказательно, т. е. в райском детстве, — защита от бурь. Да, это трудно иногда, но за это надо бороться… Недавно по радио… услышал отрывок концерта из Моцарта. И всякий раз с изумлением узнаю снова эту ясность, золотой, утерянный человечеством рай.
Философ Павел Флоренский

Как определишь «детский рай»? Ощущение одновременно непорочности и глубины? Где найти слова? Даже Пушкин все время устами Моцарта шутит, он несерьезен, он даже ребячлив:

Реклама

Сальери: Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь
;

Моцарт: Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось
.

Реклама

Сама личность Моцарта всегда привлекала внимание крупнейших мыслителей:

С философской точки зрения Моцарт кажется еще более удивительным явлением, чем он представлялся нам как автор великолепных музыкальных произведений.
Стендаль

Возникают все новые и новые мифы о жизни, личности Моцарта, об обстоятельствах его смерти. Эти легенды претворяются в новые книги. Впервые «романтизированный» Моцарт появился еще XIX веке: у Гофмана, у Пушкина в «Маленьких трагедиях». Моцарт, кстати, не дожил до того возраста Пушкина, в котором поэт встретил свою смерть на дуэли…

Одна из частых тем: знал ли Моцарт о своей ранней смерти, предчувствовал ли ее? И здесь, кстати, не спекуляция на «желтом материальчике». В самой музыке Моцарта — абсолютно мажорной, сквозь сверкающую радость чувствуется нечто «обобщающее», которое тоже не поддается определению в словах. Но это «обобщение» — явно не сиюминутная радость. Как можно определить настроение в знаменитой «

Реклама
Эльвире Мадиган«?

Никакую «Эльвиру Мадиган» Моцарт, естественно, не знал. Просто в 1967 году вышел шведский фильм с одноименным названием. Он выиграл множество наград, в том числе и на Каннском фестивале. Весь фильм пронизывает музыка Моцарта, а именно — Анданте (2 часть) из 21-го фортепианного концерта. Эта музыка звучит и в любовных сценах, и в финальной — трагической.

Реклама

Теперь уже иначе, чем Эльвирой Мадиган, эту музыку не называют. Что, конечно, неправильно, но уже случилось. А вот определение настроения этой знаменитой музыки так и остается непосильной задачей. Так что сам характер моцартовской музыки является главным источником интереса к великому композитору.

В XX веке вышли книги Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (о жизни) и «Убийство Моцарта» (о смерти Моцарта). Недавно вышел триллер Скотта Мариани «Заговор Моцарта». В этой книге автор еще более расширяет тему «убийства», подводя под нее политическую базу.

Реклама

Моцарт становится действующим лицом романов. Например, у Германа Гессе в «Степном волке»:

А если я откажусь? А если я, господин Моцарт, не признаю за вами права распоряжаться Степным волком и вмешиваться в его судьбу?

— Тогда, — миролюбиво сказал Моцарт, — я предложил бы тебе выкурить еще одну мою папироску.

Этот роман и заканчивается Моцартом:

Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня.

Сам роман многие исследователи творчества нобелевского лауреата Гессе сравнивают с оперой Моцарта «Волшебная флейта». Кстати, именно отрывки из этой оперы улетели в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.

Моцарта мы видим и в детских книгах, и даже в кибер-панк-новелле («Моцарт в зеркальных очках»). Моцарт — герой фильма «Амадеус». Эту кинокартину называют «энциклопедией мифов о Моцарте». Есть опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», а есть ведь и мюзиклы!

Реклама

То есть масс-культура уделяет образу Моцарта огромное внимание. А когда масс-культура идет чуть ли не вровень с профессиональными исследованиями или философскими книгами — это уже само по себе тема для исследований. Наконец, 2006 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Моцарта.

Реклама

Уже в этом интересе к жизни и творчеству Вольфганга Моцарта проявляется «эффект Моцарта». Эффект — как воздействие на человеческую цивилизацию, на умы каждых следующих поколений.

Да, в жизни Моцарта много загадок, но много и понятного. Огромный успех и не меньшая зависть. Зависть, которая позволяла ничтожествам объявлять себя «соперниками Моцарта».

Да, в смерти Моцарта тоже очень много загадок. И сама смерть, и не менее загадочные похороны, когда город похоронил свою знаменитость со странной поспешностью, «по третьему разряду» (а попросту говоря, закопали во рву для бродяг).

Писать о Моцарте предельно трудно. И крайне ответственно. Но ознакомиться с основными вехами его жизни и творчества необходимо. Об этом можно будет прочитать в следующий раз.

Продолжение следует…

Реклама