Одной из первых была биография, написанная датским дипломатом фон Ниссеном. Он стал мужем вдовы Моцарта. На его могиле так и высечено: «Муж вдовы Моцарта». Ниссен был почитателем музыки Моцарта, ему удалось собрать довольно много материала.
Впоследствии появляются все новые биографии Моцарта, в том числе многотомные труды. Времени и места на очередные 4−5 томов у нас нет, поэтому придется ограничиться небольшим очерком с акцентом на то, что же правда в рассказах о Моцарте, а что — домыслы. Это касается и жизни, и творчества. Не случайно похожую тему затрагивает Чичерин (Г. Чичерин — советский дипломат и один из исследователей творчества Моцарта):
Из вздорных филистерских легенд о Моцарте, возникших в непонимавшем его XIX столетии, три легенды наиболее распространены, вздорны и вредны и требуют особо энергичного отпора.
Нам так далеко не нужно, как уходит в своих исследованиях Георгий Чичерин. Но в отношении к Моцарту мифы слишком часто путаются с фактами. И без цитат в этой теме мне будет не обойтись.
Иоганн Хризостом Вольфганг Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Амадей — латинский аналог греческого имени Теофил (ь) — «любимец бога». Под двумя именами обычно и называют Моцарта: Вольфганг Амадей.
Ребенок-вундеркинд. Очевидный факт. Но часто это рассматривается вместе с темой эксплуатации талантливых детей. Отец Моцарта — Леопольд Моцарт — сам был известным музыкантом-педагогом и довольно плодовитым композитором. В семье родилось 7 детей, выжило двое: Наннерлъ — старшая сестра Моцарта, и сам Вольфганг. Обоих детей Леопольд начал обучать с самого раннего детства, с ними и ездил на гастроли. Это был настоящий период странствий.
Турне было несколько, в общей сложности они продлились более 10 лет (с перерывами на возвращение домой или на детские болезни). Отец не только показывал детей Европе, в том числе монархам. Он искал связей, которые позволили бы повзрослевшему сыну устроиться с будущей работой в соответствии со своим ярким талантом.
Наконец, Моцарт начал сочинять в самом раннем детстве. Серьезно сочинять, причем его ранняя музыка исполняется почти столь же часто, как и «поздняя».
К тому же, в путешествиях отец нанимал для сына лучших учителей Европы: в Англии это был младший сын
В той же Италии совсем юный Моцарт совершил «страшный грех», вошедший во все биографии: в Сикстинской капелле, один раз услышав, полностью запомнил и записал охраняемое Ватиканом произведение — «Мизерере» Аллегри.
И здесь Вольфганг выдержал знаменитый «экзамен» на тонкость слуха и точность памяти. По памяти он записал услышанное им знаменитое «Miserere» Грегорио Аллегри… Это произведение… повсюду считалось венцом своего жанра и вершиной папской музыки для страстной пятницы… Не удивительно, что капелла… тщательно заботилась о том, чтобы уберечь это сочинение от незваных переписчиков. То, что удалось сделать Вольфгангу, естественно, произвело большую сенсацию… Отец сумел успокоить мать и сестру в Зальцбурге, опасавшихся, что, записав «Miserere», Вольфганг согрешил и может попасть в неприятное положение
. (Г. Аберт — автор хрестоматийной 4-томной биографии Моцарта).Реклама
Моцарт не только университетов не кончал, он и в школе не учился. Его общим образованием тоже занимался отец (математика, языки). А вот взрослели тогда рано, причем во всех слоях общества. Времени на подростковую субкультуру не было.
Дети, конечно, сильно уставали. Наконец, они взрослели, а это значит, что переставали быть вундеркиндами — а это, в свою очередь, означает, что публика теряла к ним интерес. Фактически Моцарту пришлось «завоевывать» публику снова, уже будучи взрослым человеком.
Свободный художник. В 1773 году молодой Моцарт стал работать у архиепископа Зальцбурга. Он имел возможность продолжать разъезжать и, конечно же, много работать. При следующем архиепископе Моцарт оставил придворный пост и стал свободным художником.
Моцарт первым из крупнейших музыкантов… остался свободным художником… Моцарт был первый в истории композитор — представитель артистической богемы. Конечно, работа на свободный рынок означала нищету
. (Г. Чичерин)Реклама
Жизнь «на вольных хлебах» совсем не так проста и радужна, как может показаться. Принято считать, что диктат власти (светской или духовной) — это плохо. При этом часто забывают, что диктат публики и ее вкусов может оказаться ничем не лучше.
Покуда его фантазия придерживалась направления, соответствующего воззрениям среды, пока его искусство было просветленным выражением всеобщей культуры, казалось, что эта среда может нести утлую ладью его жизни. Однако, когда его гений разорвал эти путы, ему пришлось сесть на мель, что, впрочем, случилось бы даже если бы он был более опытным в кораблевождении. И в этом трагедия его судьбы. (Г. Аберт)
В музыке зрелого Моцарта эта трагедия чувствуется, сквозь блеск и красоту высвечивается грусть и понимание, экспрессия, страсть и драматизм. Стендаль говорит и о скорби, спрятанной в глубине моцартовской музыки. Может быть, совсем не случайно писал о Моцарте из Соловецкого лагеря отец
Моцарт-масон. Многие были масонами (Пушкин, например). Моцартовская опера «Волшебная флейта» вся насыщена масонской тематикой и символами. Поскольку среди читателей вряд ли найдется хоть один действующий масон, то можно обойтись без анализа этой оперы. Достаточно сказать, что споры продолжаются: то ли Моцарт воспел «вольных каменщиков», то ли высмеял. Но видеть в этой опере только «масонское» — тоже неправильно.
Опера «Волшебная флейта» была несколько раз экранизирована. Авторами самых интересных экранизаций стали знаменитые кинорежиссеры Ингвар Бергман (фильм 1975 года) и Кеннет Чарльз Брана (2006 год). Фильм создавался с участием Стивена Фрая (из-за книги которого и начался этот цикл), действие перенесено во времена Первой мировой войны, вместо змеи — слезоточивый газ, а Царица Ночи является на танке. Вот такая занятная получилась «экранизация». Нестандартная, так скажем. Есть фильм-опера «Золотая флейта» не менее знаменитого Питера Устинова.
«Гуляка праздный» — здесь слова Пушкина (от лица Сальери), но такое расхожее мнение существует — как часть «бюргерской легенды о Моцарте». Дескать, человека осенила Божья благодать, и больше ничего не пришлось делать, можно было развлекаться, а в промежутках легко сочинять.
Возможно, сочинить можно и легко. Но ведь еще нужно и записать. Партитура — это очень-очень много линеечек (допустим, стандартный лист А4), где расписано все для каждого инструмента. А они разные — для каждого свои правила. Это тяжелый труд. И таких листов — сотни и тысячи.
Моцарт оставил более 600 произведений. Нужно понимать, что речь идет о масштабных произведениях: операх, симфониях, концертах. О том, что представляет собой музыка великого композитора, и о последних годах жизни можно прочитать в следующий раз.