За кадром пока остались Испания и Англия — о них нужны отдельные рассказы в силу некоторых особенностей развития музыкальной культуры в этих странах.
Править балом сейчас будет Австрия. Но прежде чем перейти к титанам классицизма, хотелось бы посмотреть, как изменилась музыка за короткое время, на примере творчества других композиторов — не «венцев».
Вопрос о «переусложнении» музыки стоял давно. Хотя жители Лейпцига, приходя в церковь и слушая Баха, не находили ничего сложного. Более того, и окрестные крестьяне, приезжая в город, не высказывали никакого недовольства «сложностью» музыки. Напротив, скорее Бах мог услышать нарекания в «оперности» своей музыки, то есть в слишком красивых мелодиях. Где красота — там чувственность, а последняя не поощрялась.
Несмотря на то что центром станет Австрия («венский классицизм»), музыка в других странах никуда не исчезала. Музыкальная культура — это процесс, все время что-то пишется. Музыкознание, кстати, — тоже процесс, все время совершаются новые открытия.
Этому веку мы обязаны и самому понятию «классика». С термином в истории музыки получилось противоречие: им одновременно описывается вся западная музыка, начиная со Средневековья, и (или) только период от барокко до эпохи романтизма. Впрочем, всегда возможно уточнение понятий: «классический» и «классицистский». Термины остаются терминами, а музыка остается музыкой. Тем более что много музыкантов находится на стыке эпох и стилей (Перголези, Доменико Скарлатти, Марен Маре).
Самое интересное, что почти вся музыка ХХ века определяется просто как музыка XX века — слишком большое разнообразие стилей. Слов пока не нашлось.
Сам термин отсылает к эпохе «классическая Греция». И он так же, как и все предыдущие стили, относится и к литературе, и к архитектуре, и к изобразительным искусствам. Впоследствии возникнет явление неоклассицизм — уже внутри романтизма, когда последний начнет «захлебываться в эмоциях».
Термин «классика» можно употреблять по отношению ко всей профессиональной музыке, термин «классицизм» — по отношению к музыке венских классиков и других композиторов XVIII века (за исключением представителей позднего барокко). Пока — так, как будет в дальнейшем — посмотрим. Жизнь продолжается.
XVIII век — это ведь еще и век эпохи Просвещения. И музыкальный язык полностью изменился. Уравновешенность, сбалансированность, соразмерность, упорядоченность, ясность, простота, вера в разум — главные черты классицизма. Исчезла «многослойность» музыки барокко, огромную роль приобретает мелодия. Возникли новые формы и жанры: соната и симфония родом оттуда. Расцвела инструментальная музыка, хотя и вокальная не была забыта.
На этом, пожалуй, можно закончить с объяснениями: любой человек легко отличит музыку классицизма от любой другой. Единственное, что можно добавить: в XVIII веке в разных видах искусства еще существовало «рококо», также можно встретить словосочетание «галантный стиль».
Но лучше забыть все эти узкоспециальные вещи и просто поговорить о музыке. Для того чтобы ее понимать и любить, не обязательно вдаваться в технические детали, расставлять все по полочкам и навешивать ярлычки.
На пустом месте, как известно, мало что растет. Из чего же состоял «слуховой опыт» Гайдна и Моцарта? Из огромного пласта музыки их выдающихся современников. Четверо из них носили фамилию Бах.
Сыновья
Это были: Вильгельм Фридеман Бах — «галльский Бах» (1710−1784 г.), Карл Филипп Эммануил Бах — «Берлинский, или Гамбургский Бах» — (1714−1788 г.), Иоганн Кристоф Фридрих Бах, или «Бюккебургский Бах» (1732−1795 г.), Иоганн Кристиан (Христиан) Бах — или «Лондонский Бах» — (1735−1782г.).
Все они прожили разные жизни:
- К.
Ф. Э. Бах работал при дворе Фридриха II Прусского как придворный музыкант. - «Лондонский Бах» «повторил» путь Генделя: сначала жил и работал в Италии, затем окончательно переехал в Англию (жил в Лондоне и преподавал королеве Шарлотте — бабушке королевы Виктории).
В. Ф. Бах — то ли самый неудачливый, то ли самый непокорно-неуживчивый Бах.
Несмотря на разные жизненные пути, все сыновья оставили огромное количество произведений и оказали самое непосредственное влияние на творчество Гайдна и Моцарта, что последние всегда с благодарностью признавали.
С сыновьями
Итальянцы
Двух крупных итальянских композиторов связала любовь к опере и жизнь в Санкт-Петербурге.
Джованни Паизиелло (1741−1816 г.) — мастер оперы, но большей частью комической. По приглашению Екатерины II приехал в Россию, где прожил 8 лет. Затем его пригласил Наполеон — в Париж. Но самые знаменитые свои оперы он написал именно в России (и поставлены были в Царском Селе).
Доменико Чимароза (1749−1801 г.) также по приглашению Екатерины II приехал работать в Россию. После Петербурга он жил в Вене, затем вернулся на родину. Там он, из-за того что сочувствовал Французской революции, был приговорен к смертной казни. За него заступились поклонники его музыки. Выйдя из тюрьмы, Чимароза собрался вернуться в Санкт-Петербург, но внезапно умер. Ходили слухи, что смерть не была случайной (яд), но доказательств тому не нашлось.
Тема «итальянцы в России» почти неисчерпаема, поэтому лучше перейти к еще одному итальянцу. Он, правда, жил в Испании.
Луиджи Боккерини (1743−1805 г.) благодаря сегодняшнему кинематографу «вернулся» к слушателям. Он известен главным образом как автор камерной музыки. Ему покровительствовали сильные мира сего — от прусского короля до испанского инфанта.
Правда, рассказывают и о том, что Боккерини умел проявить характер. Властный патрон мог потребовать, чтобы он убрал из своей музыки не понравившийся пассаж, вместо этого Боккерини «удваивал» этот пассаж. Умер Луиджи Боккерини в Мадриде, а вот его прах вернул на родину Муссолини (диктаторы очень хорошо осознают важность музыки).
Не буду уточнять рекламу, которая идет по российскому телевидению с музыкой Боккерини. Достаточно сказать, что как минимум два его произведения стали широко известны в последнее время. Его музыка звучит в английской черной комедии «Замочить старушку» и оскароносном фильме «Хозяин морей: На краю земли», в других кинокартинах. Точнее сказать, где только этот Менуэт не звучит.
И еще подготовила вступление классицизма в права — песня. Для Гайдна это была преимущественно крестьянская песня, для Моцарта — городская. Окружающий слуховой опыт включает в себя и то, что слышно непосредственно с улиц, на проселочных дорогах, в селах
И последнее: в недрах этого века все более крепло желание дистанцироваться от власти (светской или церковной). О том, как сложились судьбы у Гайдна и у Моцарта, и об их шедеврах можно прочитать в следующий раз.
Продолжение следует…