Кто такой Энди Уорхол?

Реклама

Что в нашем понимании высокое и прекрасное искусство? Красота, изящество, одухотворенность… Этот список можно продолжать до бесконечности, и все будет нести в себе истину чистейшей воды. Но можно ли считать искусством консервные банки, рекламные листовки, размноженные фотографии известных людей?

Какой контраст, не правда ли? Но именно он возвел банальные в своей примитивности предметы в ранг искусства, а люди поверили, стали восхищаться и потребовали продолжения. Энди Уорхол — самый радикальный и самый значительный художник Америки, кукольник поп-арта.

В послевоенные годы в Америке образовался многочисленный слой людей, достаточно обеспеченных, чтобы купить то, что не являлось для них предметом первой необходимости. Levis, Coca Cola — становятся важными атрибутами этого общества. Люди, использующие эти и многие другие товары, показывали свою принадлежность к определенному социальному слою. Так шли пути формирования массовой культуры. Эти марки были особыми символами и для людей, мыслящих стереотипами, явились той нишей, с помощью которой они будут приняты именно в то общество, которое доминирует в стране.

Реклама

Поп-искусство, или поп-арт, родилось в массовой культуре, вобрав в себя все ее символы и стереотипы. Этим и воспользовался Энди Уорхол. Его заимствованные разрекламированные фотографии Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джаггера, кока-колы буквально всколыхнули мировое искусство. Он ураганом пронесся по давно устоявшимся рамкам и правилам, измельчив их на сотни маленьких осколков. Его многочисленные шелкографии, его неимоверно длинные многочасовые фильмы, созданный им журнал «Интервью», где звезды берут интервью у звезд, его чудачества, его серебряные волосы — вот портрет современного художника, портрет Энди Уорхола.

Основной машиной передачи своего мироощущения, своих мыслей и желаний была для Энди

Реклама
шелкография. Она представляла собой печать с литографского камня, с помощью которого осуществлялся перевод фотографии на покрытый эмульсией холст. Техника шелкографии напоминала плохие газетные репродукции, но это вовсе не говорит о низком качестве, а такой эффект достигался художником Уорхолом специально. Он добивался таким образом разрушения иллюзии. Этому служило многократное повторение оригинала, изделия, выброшенного фабрикой массового производства. Именно этим Энди Уорхол добивался отстраненности от собственного творчества.

Его первые шелкографии появились в 1962 году, чем сразу же обратили на себя внимание. Яркие, кричащие предметы быта сделали вдруг сенсацию. Арт-критики в один голос вещали о том, что искусство молодого художника как нельзя лучше показывает пошлость, пустоту и примитивность западной массовой культуры. Выполненные в кислотных экспрессивных тонах Энди, были воплощены образы кумиров современного общества: самой красивой и желанной женщины Мэрилин Монро, знаменитого Мика Джаггера, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.

Реклама

Это была настоящая сенсация. Скандальная репутация Уорхола набирала обороты, и тем самым удивительным образом повышалась значимость его работ. Но восхищение и поклонение у людей порой сменялось неприятием и равнодушием. На что король поп-арта неизменно отвечал, что нет искусства высокого и низкого. Изображая так часто бутылки колы, Энди объяснял это тем, что ее пьют абсолютно все: «и президент, и Элизабет Тейлор, и нищий, который знает, что его кола не хуже, чем у президента».

Очень схожий прием демонстрируют и его своеобразные фильмы. «Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зритель ходит в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера, вот я и дал ему эту возможность»

Реклама
.

Поразительное знание людской психологии. Да, люди хотят яркого и кричащего. Да, они хотят видеть те жизненные символы, те предметы, которые их окружают, те устоявшиеся стереотипы, которые делают их именно тем социальным слоем, о котором они мечтали.

Так кто же был Энди Уорхол: великий художник или великий манипулятор? И то, и другое будет по-своему правдивым. Да, кто-то скажет, что это банально и примитивно и искусством в полном значении этого слова считаться не может. Но оно перестает быть банальным, когда становится значимым. Цель поп-арта именно в этом — показать его в качестве значимого и нужного. Именно Энди Уорхолу удалось перейти ту грань, когда простота и банальность перестают быть таковыми и перерождаются в искусство.

Реклама